Вот уже десять лет на выборах в Европарламент я наблюдаю одну и ту же картину:
1. Накануне выборов интересующиеся профаны в соцсетях ждут от них политического землетрясения, революции. Правящие либеральные партии ожидает крах, победят правые евроскептики, которые за дружбу с Россией, Евросоюз начнёт распадаться и возродится Старая Европа, которая заключит союз с Россией на основе единых ценностей;
Новости партнеров
2. Выборы проходят, правящие партии в самом деле выступают на них позорно, правые евроскептики в самом деле усиливают позиции;
3. Ничего не меняется. Большинство в ЕП всё так же держит сколоченная немцами из проверенных системных деятелей Европейская народная партия. Новый состав Европарламента бодро штампует антироссийские резолюции, за которые голосуют и ожидавшиеся союзниками России правые евроскептики;
4. Грядут новые выборы в ЕП, от которых ангажированная публика опять ждёт потрясений и революции. Всё повторяется по кругу.
На самом деле это странно — ждать от системного института ЕС того, что он этот ЕС развалит. Европарламент — эффективный инструмент управления гневом, задача которого не дать волю протесту, а абсорбировать протест. Он эту задачу успешно выполняет.
Реальной власти у евродепутатов всё равно нет, поэтому выбирать их приходит эмоционально заряженное меньшинство, которое даёт выход своей ярости голосованием за антистстемных политиков.
Система в итоге только выигрывает: антистстемные политики попадают в Европарламент и становятся системными, общий курс ЕС не меняется, круг людей и организаций, причастных к принятию решений в Брюсселе и европейских столицах, остаётся прежним.
Европейская политика — хорошая иллюстрация того, что теория демократии не работает. Работает теория элит. Политического класса, истеблишмента. А демократия работает как механизм их господства и управления массами.
Новости партнеров
Автор — политолог, публицист, главный редактор аналитических порталов RuBaltic.Ru и Евразия