Самый главный вывод: смерть Раиси не нанесет серьёзного ущерба внутренней стабильности Ирана. Силы безопасности, армия и Корпус стражей исламской революции (КСИР) остаются под контролем Верховного лидера страны имама Али Хаменеи.
Bloomberg не ожидает значительных изменений и в конфликте между Ираном и Израилем. Добавлю от себя: Тегерану удобно вести прокси-войну с Тель-Авивом, но он категорически не желает её перерастания в прямой военный конфликт, к которому обязательно подключатся США.
Новости партнеров
Из внешнеполитических и экономических факторов, влияющих на стабильность Ирана, агентство выделяет рост экспорта иранской нефти до 3 млн баррелей в сутки. Это самый высокий показатель с 2019 года. Тегеран стал третьим по величине производителем среди членов ОПЕК. Большая часть нефтяного экспорта ориентирована на Китай.
Иран укрепляет отношения с Россией. Он поддерживает Башара Асада в Сирии и враждебно относится к присутствию США на Ближнем Востоке. Тегеран рассчитывает «на поставки российских истребителей и систем ПВО, а также на строительство своей АЭС в Бушере».
Иран нормализует отношения с Саудовской Аравией. Две страны – «крупнейшие державы Ближнего Востока и стремятся к более тесным связям». Дипломатические отношения между странами возобновлены в 2023 году после семилетнего разрыва и при посредничестве Китая. Обе страны стремятся стать членами БРИКС.
Что можно добавить. Череда чрезвычайных происшествий с лидерами стран, ставящих на первое место национальные интересы, свидетельствует в пользу заговора с целью убийства президента Ирана. И здесь первым подозреваемым является Израиль. С другой стороны, нельзя исключать и несчастного случая.
В целом Иран укрепил внешнеполитические позиции за последние несколько лет. Внутренняя обстановка контролируется. И если появятся доказательства заговора с целью убийства, то это только сплотит иранскую нацию.
Исполнять обязанности президента Ирана будет Мохаммад Мохбер. Это человек близкий к верховному лидеру Ирана Али Хаменеи и сторонник жёсткой линии по отношению к Западу.
Отношения между Россией и Ираном будут развиваться в прежнем русле. В сфере ответственности Мохаммада Мохбера находились многие вопросы российско-иранской Комиссии по торгово-экономическому взаимодействию. 28 февраля 2024 года он встречался с Александром Новаком, а 15 мая — с Миллером, в ходе поездки главы Газпрома в Иран, обсуждали, а том числе газовый хаб.
Новости партнеров
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»