Британские и бельгийские эксперты оценили российскую тактику «летучей пехоты»
Изменение российской тактики (от общевойсковых операций в пользу более мобильных и малочисленных, в которых задействованы компактные и хорошо обученные ДШГ) потребовало и новых транспортных средств. Военная разведка британской армии в аналитической записке о ходе СВО сообщила: ВС РФ все чаще применяют пикапы, багги, вездеходы и даже мотоциклы повышенной проходимости — и для перевозки личного состава, и для ночных рейдов на позиции ВСУ.
Британцы пишут, что за последнее время Российская армия закупила более 2000 таких машин. Среди них и вездеходы Desertcross 1000−3 производства китайской компании Odes Industries, которые лично инспектировал президент Владимир Путин еще в ноябре 2023 года.
Новости партнеров
Во время визита в штаб Южного военного округа в Ростове-на-Дону Верховный Главнокомандующий осмотрел недавно приобретенные Desertcross 1000−3. На тот момент российские военные располагали 537 такими машинами в базовой комплектации, при этом планировалось получить еще 1590 единиц.
Специализированный журнал Army Recognition из Бельгии пишет: «Минобороны России в этом году сформировало легкие подразделения, которым поручено поражать бронетехнику и танки противника. Эти подразделения используют универсальные вездеходы, оснащенные ПТУР 9М111−2 „Фагот“ (AT-4B Spigot B по натовской классификации)».
«Фагот» был разработан еще в конце 1960-х, в разгар Холодной войны, однако до сих пор остается грозным оружием против большинства основных боевых танков. Минобороны РФ в своих сводках пишет, что «Фагот» применяют не только по бронетехнике, но и по скоплениям живой силы противника, командно-наблюдательным пунктам и даже по воздушным целям.
«Вездеходы, используемые мобильными подразделениями, обладают значительными тактическими преимуществами.
Это позволяет быстро менять позиции, своевременно отступать и эффективно преследовать противника, что важно в современной войне, — пишет в редакционной статье бельгийской Army Recognition, комментируя выводы военной разведки Великобритании. — Компактные размеры квадроциклов обеспечивают преимущество в скрытности, что делает их особенно подходящими для засадной тактики».
Российская тактика адаптирована для широкого использования вездеходов в миссиях вглубь украинской обороны, для диверсий и подготовки почвы для артиллерийских ударов и атак беспилотников, пишет Army Recognition.
В непрерывном взаимодействии с такими подразделениями действуют расчеты FPV-дронов, которые проводят разведку над позициями ВСУ. Однако, как говорится в отчете британской военной разведки, украинцы также применяют свои FPV-дроны для атак по легкобронированным машинам.
Новости партнеров
Российская армия, однако, готовится значительно расширить линейку вездеходов. На военном параде Победы в Туле был представлен новый тактический пикап АГ-34, оснащенный пулеметом. Army Recognition пишет, что именно он, возможно будет играть роль, аналогичную багги Desertcross 1000−3.
Представленный на форуме «Армия-2023», АГ-34 был разработан Алексеем Гарагашьяном, известным по вездеходу «Шерп».
В отличие от традиционных военных машин, для которых приоритет отдается защите, АГ-34 фокусируется на надежности, мобильности, ремонтопригодности и экономичности. Важные особенности — складывающиеся стекла, магнитная защита, интуитивно понятное управление, сиденья с подголовниками и автоматически закрывающаяся задняя дверь. Все это разработано для повышения эффективности эксплуатации, подчеркивают в обзоре аналитики из Army Recognition. АГ-34 по простоте эксплуатации и эффективности даже сравнивают с танком Т-34.
Созданный в основном из российских компонентов, АГ-34 включает элементы шасси от грузовика «ГАЗ Садко Next», грузовые шины «Урал» и дизельный двигатель ЯМЗ 5345 с турбонаддувом мощностью 240 л.с.
Он позволяет АГ-34 развивать максимальную скорость 120 км/час при нормальной нагрузке, которая может увеличиться до 150 км/час с помощью специальных дополнительных компонентов китайского производства, сохраняя запас хода в 1200 км благодаря 200-литровому топливному баку.
С дорожным просветом 420 мм АГ-34 может преодолевать броды глубиной до 2 метров без предварительной подготовки. Вездеход способен перевозить 1,5 т полезного веса в обычных условиях и до 3 т в режиме перегрузки.
Алексей Гарагашьян отмечает способность АГ-34 перевозить до восьми бойцов сзади и двух в кабине или девять стандартных 200-литровых бочек с топливом. Кроме того, можно переоборудовать вездеход в медицинскую машину с возможностью эвакуации двух лежачих раненых.
«Главные преимущества АГ-34 заключаются в работе на бездорожье, благодаря таким функциям, как централизованная система подкачки шин, кулачковые дифференциалы, колеса с замками, рессорная подвеска и 9-тонная электрическая лебедка, — пишет Army Recognition. — Конструктивная целостность АГ-34 дополнительно повышается за счет специальной рамы, разработанной для того, чтобы выдерживать трудности передвижения по бездорожью. В отличие от обычных рам, подверженных скручиванию, эта соответствует гоночным стандартам, обеспечивая устойчивость даже в случае опрокидывания».