Назначение министром обороны в воюющей стране сугубо гражданского человека, экономиста во втором поколении с видом рафинированного интеллектуала — это очень нетривиальный и даже рискованный ход, особенно с учётом традиций русской армии.
Известно, что военные не терпят над собой власть гражданских. Тот же Шойгу долгое время возглавлял силовое ведомство МЧС, которое и создал. Сергей Иванов был тоже из силовиков, пусть и спецслужбист. Да, Сердюков был экономистом, но Россия тогда не воевала, а только готовилась. Назначение Белоусова сильно отличается от тех случаев, оно особенное и очень непростое. Белоусов в Минобороны — не от хорошей жизни, но если замысел удастся, то он сулит большие перспективы.
Новости партнеров
Предположу (по совету знающего человека), что речь идёт о перенастройке в управлении армией. О чём речь? Теоретически Минобороны должно заниматься обеспечением вооружённых сил, а управление боевыми действиями — прерогатива Генштаба. Но в годы Шойгу Минобороны стало слишком активно участвовать именно в управлении боевыми действиями.
А при Белоусове Минобороны, видимо, перестанет это делать и сосредоточится исключительно на хозяйственных вопросах, займётся военной экономикой во всей её полноте — от снабжения войск снарядами и беспилотниками до строительства жилья военным. На это указывает и пояснение Пескова: «очень важно вписать экономику силового блока в экономику страны».
Очевидно, что с экономикой армии при Шойгу есть большие проблемы, которые пришлось экстренно исправлять в 2023 году, а Белоусов, как экономист с большим опытом и особым доверием Путина, должен будет навести там порядок. Таким образом, Минобороны превратится в Министерство военной экономики.
Тем самым будут развязаны руки и Генштаба в части проведения СВО. Вряд ли Белоусов станет как Шойгу проводить совещания с генералами над картой боевых действий. Скорее всего, теперь это будут делать только Верховный главнокомандующий с главой Генштаба, которым «пока» (тоже выражение Пескова) остаётся Герасимов.
Добавлю, что на Белоусова возлагается надежда в части внедрения инноваций в армию — с учётом его опыта с АСИ, которые взялись в том числе за массовое создание беспилотников, можно предположить, что речь о том, чтобы технологические инициативы «народного ОПК» снизу Минобороны стали быстро переносить на промышленные рельсы посредством госзаказа.
Таким образом, задачи Белоусова — это выстраивание эффективной военной экономики и внедрение в армии инноваций. Всё это, правда, будет возможно, если у Андрея Рэмовича хватит достаточной жёсткости и воли для проведения в жизнь требований Путина, в чём у меня есть сомнения. Дело в том, что он всю жизнь привык общаться с гражданскими, а не с генералами, у которых особенный менталитет. Правда, в Минобороны давно уже служит немало гражданских лиц, а административный опыт у Белоусова большой.
Время покажет, насколько правильным это решение окажется. Но очень важно, чтобы Путин не ошибся и обновление армии привело к победе в СВО.