ГлавноеАналитикаУроки СВО: ВС РФ срочно нужны десятки тысяч командиров, которых неоткуда взять

Уроки СВО: ВС РФ срочно нужны десятки тысяч командиров, которых неоткуда взять

Опубликовано

За кулисами спецоперации просто удручающие вещи происходят с комплектованием наших войск

В день инаугурации Владимира Путина на новый президентский срок глава нашего государства встретился с рядом командиров частей и соединений, участвующих в СВО. Был среди них и генерал-майор Олег Власов, возглавляющий Севастопольскую 810-ю отдельную гвардейскую ордена Жукова бригаду морской пехоты Черноморского флота. Которая прямо сейчас, не выходя из боев на участках сразу трех российских группировок, разворачивается в отдельную дивизию морпехов.

Вероятно, генерал неприятно удивил Верховного главнокомандующего рассказом о том, как именно это происходит.

Новости партнеров

По словам Власова, на день начала спецоперации общая численность 810-й отдельной бригады составляла лишь 2441 человек. Сегодня, в результате самых энергичных организационно-штатных мероприятий, черноморских «черных беретов» стало почти в пять раз больше — уже 11365 матросов, старшин и офицеров. Добавилось в бригаде и 19 новых частей и подразделений.

В принципе — и так полноценная дивизия. Но мешает одно очень существенное обстоятельство: штаб и управление бригады Генштабом ВС РФ на сегодня почему-то оставлены в прежней численности.

Но ведь одно дело организовывать боевые действия, учебу, тыловое, материально- техническое, медицинское и прочие виды снабжения сравнительно малочисленной бригады. И совсем иное — дивизии. Да еще и под огнем противника. Для этого требуется и соответствующее замыслу кратное увеличение численности офицерского состава. Поэтому генерал-майор Власов и решился попросить Путина вмешаться и решить этот острейший вопрос.

Но почему так происходит? Обычно всегда развертывание нового крупного соединения начинается как раз с создания для него полноценного штаба и управления. Которые и должны потом принимать дополнительный личный состав и вооружать его. Формировать все, что положено по новому штатному расписанию. Организовывать быт и боевую учебу. Да и много чего еще.

Так почему в Севастополе телегу поставили впереди лошади? Подозреваю, что ответ прост: в наших Вооруженных силах сейчас повсюду критическим образом не хватает опытных и знающих командиров.

Мы же помним, что прямо сейчас на основе бывшего Западного военного округа продолжается воссоздание куда более мощных Московского и Ленинградского военных округов. До конца нынешнего года в них планируется сформировать две дополнительные общевойсковые армии и новых 30 соединений. В том числе — 14 дивизий и 16 бригад.

Для всего этого воинства требуется просто уйма офицеров. А где понабраться в таком количестве? Просто негде. Что, собственно, и иллюстрирует, скорее всего, этот процесс на примере 810-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты, с которой мы и начали этот разговор.

Новости партнеров

Любому понятно, что для преодоления этих кадровых трудностей хотя бы в обозримой перспективе придется срочно разворачивать новые военные училища и академии. Легкомысленно и даже преступно порушенные нами в прежние десятилетия.

И вот тут-то, как может показаться, первой весенней ласточкой промелькнула, вроде бы, ободряющая новость из Ульяновска. В этом городе, как утверждают, скоро откроется новое высшее военное авиационное училище летчиков. Всего второе в нашей стране после единственного пока оставшегося «в живых» в результате наших бесконечных военных «реформ» прежних лет Краснодарского высшего военного авиационного ордена Дружбы народов училища летчиков имени Героя Советского Союза Серова (КВВАУЛ).

Правда, вопреки элементарной логике, эту давно ожидаемую в армии информацию почему-то озвучил не Генштаб ВС РФ. И не наше Министерство обороны. А ульяновский губернатор Алексей Русских на отчетном совещании Законодательного собрания региона.

По словам Русских, новая «альма-матер» военных пилотов вскоре станет выпускать летчиков Военно-транспортной авиации (ВТА). При этом создавать училище в Ульяновске собираются не сказать, чтобы совсем уж на пустом месте. Речь идет о передислокации в этот город из Саратовской области того, что осталось от некогда прославленного Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Главного маршала авиации Новикова (Балашовского ВВАУЛ). А осталось, если честно, очень мало чего.

Многие десятилетия уникальное военно-учебное заведение в Балашове было единственным в стране, готовившим пилотов сначала для советской, а потом и российской ВТА. Среди его выпускников более 130 Героев Советского Союза и восемь Героев Российской Федерации. Трое впоследствии стали летчиками-космонавтами.

Но в 2002 году училище было зачем-то лишено административной и учебной самостоятельности. И реорганизовано в Балашовский учебный авиационный центр (785-й УАЦ) — 4-й авиационный факультет Краснодарского военного авиационного института. Того самого, которое теперь снова называется КВВАУЛ.

Только ли по этой причине или по каким-то еще, но бывшее Балашовское ВВАУЛ после реорганизации на глазах стало приходить в полнейшее запустение. Сегодня многие его здания, некоторые из которых построены еще в 1930 году, очень подошли бы для места съемок какого-нибудь очередного фильма-катастрофы. Выбитые стекла, окна забиты листами фанеры. Облупившаяся краска на стенах и гнилые крыши. Огромные рытвины в асфальте на центральном плацу.

— Курсанты занимаются в обветшавших корпусах с устаревшим оборудованием, площадей не хватает, есть дефицит кадров. Мечтают о переезде, — так даже слишком деликатно, на мой взгляд, описал сложившуюся в Балашове ситуацию сенатор Сергей Рябухин, представитель от Законодательного собрания Ульяновской области в Совете Федерации.

Новости партнеров

Так что переезд нынешнего 4-го факультета КВВАУЛ в Ульяновск не только Русских и Рябухину, но и многим в Министерстве обороны РФ действительно кажется, видимо, разумным выходом.

Глава региона доложил Законодательному собранию, что по договоренности с военными новое высшее военное авиационное училище скоро будет развернуто в старинных помещениях в самом центре Ульяновска. В которых разумному, доброму, вечному прежде тоже учили на протяжении почти 150 лет.

Но легко сказать: перевести соответствующий факультет КВВАУЛ из Краснодара и Балашова в Ульяновск… Каким образом это осуществить на практике?

Прежде всего, отметим, что очень понятно, почему руководством оборонного ведомства для нового училища был выбран именно Ульяновск.

Первое: здесь, на заводе «Авиастар», налажен более или менее ритмичный выпуск тех самых военно-транспортных «грузовиков» типа Ил-76МД-90А, на которых и предстоит, очевидно, летать будущим курсантам новообразованного училища. Так что на некоторые практические занятия им можно будет ездить даже общественным транспортом.

Второе: буквально под боком в этом же городе Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Бугаева. С хорошо оборудованным аэродромом в окрестной Баратаевке. С опытными преподавательскими кадрами. С которыми в институте с давней историей, скорее всего, особых проблем нет. Выходит, есть надежда хотя бы часть из них переманить в возникающее фактически на голом месте высшее военное училище летчиков.

Однако главная беда, полагаю, в том, что в полной мере Министерству обороны таким образом проблему закрыть все равно не удастся. Поскольку будущее училище все же именно военное. А значит — на целый ряд его кафедр понадобятся не просто готовые преподаватели с опытом работы в гражданской авиации. Пусть даже и с учеными степенями. А преподаватели в погонах.

Иначе кто же станет вдалбливать в курсантские головы вопросы боевого применения, десантирования парашютным и посадочными способами, радиоэлектронной борьбы, тактики ВТА и прочее? Взаимодействия с наземными службами, истребительной и прочей авиацией, наконец? Выходит, для курсантских рот в немалом количестве понадобится и командный состав.

Словом, для полноценного перевода факультета военно-транспортной авиации КВВАУЛ из Балашова в Ульяновск не обойтись без переезда туда же очень и очень многих офицерских семей. Наверняка в большинстве с собственными квартирами в Саратовской области. А может — и в Краснодаре. Которые (квартиры) не очень-то хочется бросать и переезжать на пустое место с неопределенными пока перспективами на обретение другой собственной крыши над головой.

Какими сложностями это грозит? Это хорошо видно на примере передислокации к 1 сентября 2012 года всемирно известной Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Жуковского (ВВИА) из Москвы в Воронеж. О том, с каким шумом и грохотом, с какими невосполнимыми потерями это происходило, в свое время мне рассказывали бывший председатель диссертационного совета академии Иван Найденов и в ту пору ученый секретарь ученого совета академии Борис Фомкин.

По их информации, за десятилетия работы в столице в академии было создано 30 научных школ мирового уровня. По состоянию на 28 ноября 2012 года в научных подразделениях академии работало 670 человек (320 — офицеров, 350 — гражданский персонал), включая 75 докторов и 130 кандидатов наук, выполнявших НИРы и подготовку научных кадров.

О том, как, ломая через колено, этих заслуженных людей склоняли к переезду из столицы в Воронеж, мои собеседники рассказывали с нескрываемой болью: «Отдельного рассказа заслуживает история того, как наши сотрудники уезжали в Воронеж. В академию прибыл полковник Акентьев из Департамента военного образования Минобороны, собрал весь профессорско-преподавательский состав — более 400 человек. И сказал: «Товарищи, в силу таких-то и таких-то причин происходит перебазирование академии в Воронеж. Тех, кто согласен продолжить работу там, прошу остаться в аудитории — мы продолжим разговор. Остальные могут быть свободны».

Из зала вышли практически все. Осталось только два адъюнкта. Тогда Акентьев стал вызывать конкретных людей и говорить: «Все равно здесь ничего не будет. В Воронеже вы защитите диссертации и продолжите службу. В противном случае ничего не получите и будете уволены в запас без жилья».

В дальнейшем тогдашний главком ВВС на встрече с руководителями кафедр сделал «накачку»: «Да я вас отправлю служить на подводную лодку! Вы никуда не денетесь, переедите в Воронеж. Или уволю в запас без квартир».

Вот таким способом в Минобороны наскребли для Воронежа всего 29 человек из 400. Большинство — либо адъюнкты, либо те, кому осталось дослужить один — два года.

Каков оказался итог всего этого безобразия? Поскольку 1 сентября 2012 года было приказано провести в Воронеже первые лекции со слушателями, а ничего не готово, тема стартового занятия с будущими командирами была посвящена тому… как рыть окопы в песчаной и глинистой местности.

И эту откровенную «лабуду» всего 12 лет назад слушал будущий высший командный состав наших ВВС! В том числе и плоды тех «лекций» российские военные летчики сегодня в рамках СВО пожинают в небе Украины.

Но в какой степени нечто подобное в связи с созданием в ближайшей перспективе нового летного военного училища в Ульяновске может повториться и в Краснодаре, и Балашове? Наверняка людские страдания там будут не столь масштабными, как в Москве. Все же там речь шла об одной из крупнейших в мире, известнейшей и уникальной в научном смысле Военно-Воздушной академии. Но страдания в Краснодаре и в Балашове тоже будут — не извольте сомневаться.

И в заключение: и я, и почти все мои коллеги по военно-комментаторскому ремеслу тысячу раз писали, что прямо сейчас мы только начинаем пожинать плоды того, что прежнее руководство Минобороны в сфере военного образования натворило в прежние годы. Не только крайне самоуверенный и на редкость бестолковый, как теперь выясняется, «эффективный менеджер» Анатолий Сердюков. При котором всего в Вооруженных силах РФ было закрыто более 70 военных учебных заведений.

Каков на сегодня промежуточный итог не только в военной авиации и морской пехоте? Если честно — крайне унылый.

Скажем, уже после начала нашей спецоперации тогда командир чеченского спецназа «Ахмат», а ныне — начальник Главного военно-политического управления МО РФ генерал-майор Апти Алаудинов в эфире одного из федеральных телеканалов обращал внимание на необходимость срочного восстановления стройной во времена СССР системы артиллерийских училищ. Поскольку, с его слов, теперь на российско-украинский фронт лейтенанты-артиллеристы попадают «совсем не обученными».

А где у нас сегодня учат на офицера-артиллериста? Единственно — в Санкт-петербургской Михайловской военной артиллерийской академии. А между тем, в СССР по состоянию на 1991 год насчитывалось шесть высших командных артиллерийских училищ. Три из них на Украине — Одесское, Сумское, Хмельницкое. Остальные в Ленинграде, Коломне и Тбилиси.

Как теперь восстановить хотя бы часть этого военно-образовательного капитала? Судя по всему, никто и не знает.

svpressa.ru





Заявление Владимира Путина о ситуации в зоне СВО

Владимир Путин выступил с заявлением об обстановке в зоне спецоперации. "Хочу проинформировать личный состав Вооруженных сил России, граждан нашей страны, наших друзей во всем мире,...

Ростислав Ищенко. Цена «миротворчества» Трампа

Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние проблемы. Трамп не исключение. Его задача закрепить и сделать необратимым...

Ростислав Ищенко: Если человечество хочет жить, Украина должна умереть

Запад готов поставить диктатуре Зеленского любое оружие Не только перепуганные мирными обещаниями Трампа украинцы, но и часть российских экспертов никак не может понять зачем Трампу...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Геополитическая борьба на истощение

Любая война заканчивается миром, но происходит это не сразу. Для заключения мира необходимо, чтобы...

Ростислав Ищенко. Госполитика РФ по ядерному сдерживанию, проблемы ВСУ на фронте и власть Зеленского

- Что изменилось в госполитике РФ в области ядерного сдерживания? - Как на это изменение...

Бандеризм в Сухуме. Ментальность мандаринового майдана

Экскурсоводы в Абхазии вещают про природные красоты республики и до сих пор, указывая на...