Вооружённые силы России продолжают продвигаться на запад, перемалывая наиболее боеспособные части украинской армии
Палата представителей Соединённых Штатов всё-таки проголосовала за законопроект о выделении Украине нового пакета помощи на 60,8 миллиарда долларов, буксовавший в американских инстанциях с осени прошлого года. Зеленский поторопился поблагодарить Палату представителей Конгресса США и лично спикера Майка Джонсона (переметнувшегося от Трампа на сторону администрации Байдена) за новую американскую «подачку» киевскому режиму.
«Именно такое американское лидерство жизненно важно для того, чтобы в мире сохранился международный порядок, основанный на правилах. Безусловно, мы используем американскую поддержку, чтобы укрепить оба наших народа и приблизить справедливое завершение этой войны — войны, которую Путин должен проиграть!..» — пафосно заявил Зеленский.
Новости партнеров
Требуется «пушечное мясо»
Пафоса в заявлениях штатных киевских пропагандистов на сей раз оказалось меньше, чем в спиче экс-шоумена. Они принялись вещать о том, что новый пакет американской помощи, дескать, позволит ВСУ… удержать фронт. Ещё раз подчеркну: удержать фронт, а не «добиться решительного перелома в пользу Украины» и тем более не «отбросить Россию к границам 1991 года». В апреле 2024 года на Украине дежурные мантры о «неминуемом сокрушительном разгроме российской армии» продолжали упрямо твердить разве что в офисе президента Незалежной. Да и там они звучали как-то без огонька.
Что вполне понятно — провал летнего стратегического «контрнаступа» 2023 года, неудачные попытки ВСУ весной 2024-го «прыгнуть» через украино-российскую границу, а также утрата армией Украины контроля над Новосёловским, Артёмовским, Марьинкой, Весёлым, Табаевкой, Авдеевкой, Победой, Ласточкино, Северным, Петровским, Невельским, Мирным, Орловкой, Водяным, Первомайским, Богдановкой и Новомихайловкой заметно поумерили амбиции даже украинских ура-патриотов.
Спикер Джонсон прогнулся и Конгресс США выделил средства Украине для продолжения войны.
В дополнение к этому следует вспомнить ещё несколько показательных моментов.
Из одобренных Палатой представителей США 60,8 миллиарда долларов больше трети этой суммы предназначалось на пополнение арсеналов армии США, несколько оскудевших после военных поставок Киеву. Непосредственно на закупку вооружения и боеприпасов для ВСУ планировалось потратить 13,8 миллиарда долларов. Даже если принять за правду цифру, которую обсуждали некоторые украинские СМИ, — 20 миллиардов долларов, это всё равно меньше прямых затрат Вашингтона на военную помощь Киеву в 2023 году, которые, по оценке Зеленского, составили 24 миллиарда долларов.
Мало того, депутат Бундестага, внешнеполитический эксперт Христианско-демократического союза Родерих Кизеветтер не исключил, что одобренный Палатой представителей США пакет помощи Киеву может стать последним крупным траншем со стороны Вашингтона. Одновременно с этим ряд ведущих западных СМИ (BBC, Bloomberg, Financial Times, Reuters и иже с ними) тиражировали тезис о том, что вышеупомянутый транш способен помочь киевскому режиму лишь замедлить продвижение российских войск, но не остановить его полностью. Тенденция, как нетрудно заметить, для Киева не то чтоб благоприятная.
Новости партнеров
Мобилизационные резервы Украины ещё далеки от исчерпания, но при этом в ВСУ вследствие больших потерь (по заявлению министра обороны РФ Сергея Шойгу — до полумиллиона человек с начала СВО) наблюдается нарастающая нехватка личного состава. Неспроста условием для новых поставок странами НАТО вооружения Киеву стало принятие на Украине жёсткого закона о мобилизации, призванного «не мытьём, так катаньем» затолкать в Збройні сили України как можно больше людей. Недавнее распоряжение главы МИД Украины Дмитрия Кулебы прекратить оказание консульских услуг находящимся за границей украинцам призывного возраста — оно о том же: киевскому режиму срочно требуется новое «пушечное мясо», да побольше.
Дефицит личного состава в ВСУ явственно обозначился уже в ноябре-декабре 2023-го. По крайней мере, именно в этот момент украинский генштаб обратился к Зеленскому с предложением срочно мобилизовать ещё 450-500 тысяч человек. Данное предложение отражало действительные потребности ВСУ — вспомните число украинских потерь, упомянутое Шойгу. Другое дело, что и тогда, в конце 2023 года, и сейчас — даже в рамках скандального закона об усилении мобилизации! — быстро мобилизовать на Украине несколько сотен тысяч человек практически невозможно.
Дело в том, что возможности Украины по размещению, обучению, экипировке и оснащению новобранцев военной техникой, согласно данным украинской стороны, ограничивают способность Незалежной подготовить «мобиков» в количестве 20 тысяч человек в месяц. Ещё около 5 тысяч мобилизованных с Украины могут за месяц пройти через учебные лагеря на своей территории с помощью западных «союзников» Киева. Суммарно это формирует для ВСУ месячную норму в 25 тысяч мобилизованных. Теоретически можно и больше.
Но практически это выльется (точнее — уже выливается) в пополнение армейских рядов мало что умеющим, лишённым тяжёлого вооружения и деморализованным личным составом. Почему деморализованным? Потому что поток украинцев, желавших добровольно служить в ВСУ, давно иссяк. В своей массе граждане Украины от мобилизации сейчас стараются уклоняться. Те же, кому не повезло от неё «откосить», похвастаться высокой мотивированностью никак не могут.
Добавлю, что одномоментное изъятие с «гражданки» сотен тысяч представителей трудоспособного населения может окончательно похоронить украинскую экономику, не говоря уж о том, что ни киевский режим, ни его западные «союзники» сейчас не способны обеспечить эти сотни тысяч необходимым количеством военной техники. То есть наловить-то толпу народа ТЦКашниками можно, но только вооружить её чем-то серьёзнее «калаша» не получится. А что получится? Получится окончательно угробить экономику Незалежной. Этот нюанс является ещё одной причиной, не позволяющей Киеву реализовать идею с единовременной мобилизацией 450-500 тысяч человек.
Ситуация с пополнением личным составом армии России на фоне ВСУ выглядит куда более благополучно. По информации, которую озвучивает Украина, ВС РФ в месяц получают не менее 30 тысяч добровольцев-контрактников. Российская сторона утверждает, что эта цифра заметно больше. Ну и да, в отличие от ВСУ с их критической зависимостью от военных поставок из-за рубежа, ВС РФ имеют в своём тылу работающий в режиме 24/7 отечественный ОПК, способный самостоятельно выпускать широчайший ассортимент продукции военного назначения и по ряду позиций вышедший на объёмы производства, кратно превышающие таковые у предприятий западного военпрома.
Сейчас, по сравнению с армией киевского режима, армия России получает больше военной техники, боеприпасов и снаряжения, имеет бóльшие возможности по поражению тыловой инфраструктуры противника, обладает преимуществом в «весе залпа» и, что особенно важно, несёт меньшие потери.
Возможен ли «контрнаступ» 2.0?
Новости партнеров
Ещё один минус текущей ситуации для Киева — это то, что в 2023 году российские войска перехватили инициативу у украинской армии.
«Группировки наших войск владеют инициативой по всей линии боевого соприкосновения и продолжают выдавливать противника с занимаемых рубежей», — сообщил 23 апреля 2024 года Сергей Шойгу. Здесь необходимо кое-что пояснить.
Действительно, после успешных действий ВС РФ по срыву украинского «контрнаступа» в 2023 году инициатива на линии боевого соприкосновения перешла к нашей стороне. Непрерывный «прессинг» украинской обороны, осуществляемый российской армией сразу по нескольким направлениям, заставляет командование ВСУ раздёргивать свои резервы. В Киеве уже окрестили такие действия ВС РФ «тактикой тысячи мелких порезов».
В качестве эффективного «размягчителя» вражеской обороны российская армия использует фугасные авиабомбы, оснащённые универсальными модулями планирования и коррекции, противопоставить которым ВСУ сейчас практически нечего. Вместе с тем взрывной рост масштабов задействования в конфликте беспилотной авиации, выступающей в роли дешёвого аналога высокоточного оружия и обеспечивающей беспрецедентную прозрачность поля боя, затрудняет ВС РФ сосредоточение войск у линии боевого соприкосновения. Это вынуждает российскую армию оперировать на «передке» не соединениями, а относительно немногочисленными штурмовыми группами, способными постепенно «выдавливать противника с занимаемых рубежей», но не быстро прорывать оборону ВСУ на большую глубину.
Это не отменяет готовности ВС РФ при благоприятных обстоятельствах (дестабилизация киевского режима, явные признаки развала ВСУ и так далее) предпринять стратегическую наступательную операцию. Пока же такие обстоятельства отсутствуют, российская армия копит резервы и опыт, продолжая медленно катиться на запад и расплющивать на своём пути один украинский «укреп» за другим вместе с их гарнизонами. Подобный modus operandi, очевидно, соответствует представлениям военно-политического руководства РФ о том, что СВО на её текущем этапе следует рассматривать как «игру вдолгую».
Меж тем ВСУ, по признаниям украинских и иностранных аналитиков, даже с учётом новых пакетов военной помощи Запада, не могут надеяться восстановить свою способность к проведению крупномасштабных наступательных операций ранее 2025 года. До этого украинская армия имеет возможность проводить только локальные наступательные операции, например — во фланг продвигающейся вперёд группировки российских войск.
Боевые действия на Украине развиваются не в пользу Киева как в Донбассе, так и в других частях страны, заявили в Белом доме 23 апреля 2024 года. ВСУ истощены после нескольких месяцев непрерывных боёв, и на каждый артиллерийский снаряд, выпущенный украинскими войсками, российские войска отвечают десятью. «Украинские солдаты говорят, что это соотношение становится всё хуже», было отмечено в The Wall Street Journal 24 апреля.
На основании ежедневных сводок Министерства обороны Российской Федерации можно сделать вывод о том, что уже достаточно продолжительное время украинская армия теряет до тысячи человек в сутки.
Как мы видим, дела у киевского режима обстоят далеко не блестяще. Вероятно, именно этим объясняется тот факт, что в конце марта Зеленский впервые допустил возможность переговоров с Россией без идеи выхода ВСУ на границы 1991 года… При этом главной задачей ВСУ сейчас является удержание фронта до конца 2024 года, о чём прямо говорят штатные киевские пропагандисты.
Пережив 2024-й с его пиком политической турбулентности, вызванной легитимизацией Киевом отказа от очередных президентских выборов на Украине, проведением выборов в Европарламент, распиаренной Зеленским «мирной конференцией высокого уровня» в Швейцарии, а главное — президентскими выборами в США, киевский режим может попытаться в 2025-м разыграть на украинском ТВД ещё одно стратегическое наступление. Благо, Запад планирует значительно увеличить производство военной продукции, а значит, возможно, и нарастить объёмы её отгрузки ВСУ, как раз к 2025 году.
Как и «контрнаступ» 2023-го, крупномасштабное наступление ВСУ в 2025 году, если киевский режим до него, разумеется, доживёт, будет иметь своей целью принуждение России к подписанию мира на условиях, продиктованных Москве коллективным Западом и Незалежной. Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине, а также его утверждение Сенатом и Байденом, и заявление Лондона о готовности вложить дополнительно 500 миллионов фунтов стерлингов (617 миллионов долларов), вместе с воинственным «подхрюкиванием» некоторых европейских «партнёров», однозначно указывают на готовность Запада разыграть на украинском «поле» ещё один цикл эскалации.
Конечно, даже задекларировав крупные бюджеты на оказание военной помощи Незалежной, западные «партнёры» будут испытывать проблемы со своевременными поставками ВСУ необходимого количества артиллерийских боеприпасов и артсистем, зенитных ракетных комплексов и ЗУР к ним, танков, РСЗО, высокоточного оружия и так далее. Ну просто потому, что купить то, чего нет, довольно затруднительно, если не иметь в виду заведомое мошенничество. Нехватка личного состава в ВСУ тоже никуда не денется, поэтому остаток 2024 года для киевского режима в целом и для украинской армии в частности обещает стать весьма непростым. Впрочем, и для России это время лёгким не будет.
Наше дело правое, враг будет разбит
Так или иначе, можно смело предположить следующее:
- накал боёв на Украине в 2024 году спадать не будет;
- ВСУ всё ещё сильны, капитулировать не собираются, и недооценивать их опасно;
- ВС РФ, если не случится чего-то из ряда вон выходящего, в краткосрочной перспективе продолжат постоянный «прессинг» оборонительных рубежей ВСУ, медленно продвигаясь на запад, в непрерывном режиме перемалывая наиболее боеспособные части украинской армии, а также «обнуляя» ударными беспилотниками и ракетами тыловую инфраструктуру Незалежной;
- чем хуже будут идти дела у ВСУ на фронте, тем чаще Киев станет пытаться дотянуться до объектов стратегического значения в российском тылу (Крымский мост, аэродромы/аэропорты, НПЗ, предприятия ОПК и так далее) и прибегать к практике реализации против России действий, квалифицируемых как террористические акты;
- Вашингтон и его сателлиты приложат все возможные усилия для того, чтобы в развязанном против России прокси-конфликте киевский режим протянул как можно дольше, а то и одержал победу, если Западу и Украине удастся дестабилизировать внутреннюю ситуацию в РФ. «Все возможные усилия» в данном случае — это «мы не готовы из-за Украины ввязаться в ядерную войну, но всё остальное при случае попробовать, наверное, можно». Если «расшатать режим» в России или остановить продвижение российской армии на украинском ТВД не получится, Запад попытается свести дело к заморозке конфликта на Украине по существующей ЛБС. Последнее категорически не в интересах России;
- решение всех заявленных задач СВО по демилитаризации и денацификации Украины невозможно без полного демонтажа марионеточного киевского режима, превратившего Незалежную в «анти-Россию» — экзистенциальную угрозу дальнейшему существованию РФ;
- без решения всех заявленных задач СВО Россия не сможет выйти на траекторию решения более глобальной задачи — заключения с Западом и прежде всего с США новых договорённостей о безопасности в Европе, одним из вариантов которых являлись соглашения о гарантиях безопасности, предложенные Москвой Вашингтону и странам НАТО в декабре 2021 года.
Добиться этих самых новых договорённостей о безопасности России будет крайне необходимо, хотя этот процесс прогнозируется очень трудным.
Во-первых, сейчас никто о подобных договорённостях с нами на Западе говорить не хочет.
Во-вторых, прямо сейчас на Западе просто нет тех, с кем было бы целесообразно договариваться о гарантиях безопасности для России. Европа в значительной степени не субъектна, а лидером Соединённых Штатов является человек, находящийся на излёте своего президентского срока, да ещё и пребывающий, мягко говоря, не в лучшей физической форме. К тому же 21 апреля Палата представителей Соединённых Штатов, одновременно с одобрением законопроекта о выделении Украине нового пакета помощи, большинством голосов приняла законопроект, включающий в себя положение о конфискации суверенных активов РФ в пользу Незалежной. Де-факто, тем самым американские элиты объявили, что ни на какие компромиссы в гибридной войне с РФ они идти не собираются.
Процитирую политолога Глеба Кузнецова: «Отныне (и, как бы ни навсегда) всё, что принадлежит России, а также «ассоциированным с ней учреждениям и институтам» в юрисдикции США не принадлежит России, а управляется через весьма своеобразный механизм чиновниками США… Закон делает невозможным даже теоретически любое возвращение к нормальной жизни и миру. Потому что ситуация, когда «всё, что принадлежит субъекту X, на самом деле принадлежит субъекту Y», очевидно, не может быть основой ни для какого урегулирования… Варианта компромисса нет».
В тех же случаях, когда компромисс невозможен, граница между гибридной войной и самой настоящей — «горячей» — истончается до предела. Это хорошо понимают в России, но осознают ли это заокеанские «ястребы», которые на словах не допускают вероятность ядерного Армагеддона?..
В любом случае для Москвы специальная военная операция на Украине — лишь фрагмент общей картины усиливающейся конфронтации РФ с коллективным Западом. Думаю, это во многом объясняет сформировавшийся у военно-политического руководства России подход к СВО как к «игре вдолгую», в которой победа достаётся не самому азартному, а наиболее упорному, выносливому, подготовленному и, что немаловажно, выдержанному. Так что ждём, надеемся, верим. Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!