Успешное применение X-69 в зоне СВО облегчит ее экспортное будущее
Российская армия все активнее применяет в зоне СВО свои новые крылатые ракеты воздушного базирования большой дальности . До сих пор Россия использовала более тяжелые и крупногабаритные Х-101, которые запускаются со стратегического бомбардировщика Ту-160, пишет специализированное издание The Eurasian Times. Помимо Ту-160, другими самолетами этой категории являются Ту-22 и Ту-95МС.
Естественно, появление в зоне СВО новейшей российской ракеты вызвало бурное обсуждение в среде западных аналитиков. Американский Институт изучения войны (ISW) пишет, будто бы «Россия вряд ли сможет производить их [новые ракеты] со значительно большей скоростью или в большем количестве, чем другие ракеты».
Новости партнеров
При этом в отчете Центра стратегических и международных исследований (CSIS) утверждается прямо противоположное: «нереалистично» ожидать, что у России когда-либо закончатся ракеты.
— Санкции и экспортный контроль могут, в лучшем случае, временно ограничить количество и качество ударных средств, которые может приобрести Россия.
Российское производство крылатых и баллистических ракет более высокого класса никогда не упадет до нуля. Несмотря на западные санкции и контроль за экспортом ключевых микроэлектронных компонентов, Россия нашла обходные пути для продолжения производства ракет, — говорится в отчете CSIS.
О том, что российские ракетостроители делают свое дело, несмотря на санкции, стало понятно после международного авиасалона в Дубае в ноябре 2023 года. Именно на Dubai Airshow был впервые показана X-69 для продвижения на экспортные рынки.
— Россия не начала бы такого коммерческого проекта, требующего массового производства ракеты в случае получения иностранных заказов, если бы ее военные заводы не справлялись с этой задачей, — опровергает украинскую госпропаганду The Eurasian Times.
Ракета X-69 призвана объединить разрушительную силу и точность ракет X-101 и X-555. При полетной массе 770 кг ракета имеет дальность действия 290 км.
Однако сами же украинцы обнаружили, что ракета может достигать расстояния в 400 км. Ракета может быть оснащена как осколочно-фугасными, так и кассетными боеголовками.
Новости партнеров
Х-69 использует инерциальную навигационную систему с коррекцией курса на основе данных навигационных спутников ГЛОНАСС во время крейсерской фазы полета и оптико-электронную систему самонаведения, пишет The Eurasian Times.
Сочетание этих технологий наведения обеспечивает невероятно высокую точность ракеты с вероятностью круговой ошибки менее 5 метров. Перед запуском ракету также можно запрограммировать на изменение направления и атаку под новым углом при приближении к цели. Это может сбить с толку украинские системы ПВО средней и малой дальности.
Интересно, что прототипы ракеты получили обозначение X-59MK2 в честь версии, испытанной во время контртеррористической операции в Сирии с самолета Су-57. В феврале 2018 года министр обороны России Сергей Шойгу фактически переименовал ракету, поскольку она технически полностью созрела и превратилась в ракету, совершенно отличную от своей предшественницы.
Ракета имеет прямоугольное поперечное сечение и, как сообщается, корпус изготовлен их композита, поглощающего излучение, что делает ее малозаметной. Это позволяет разместить ракету во внутреннем оружейном отсеке истребителя-невидимки Су-57. The Eurasian Times пишет, что конструкция X-69 предусматривает складные крылья, что позволяет ракете сохранять свой стелс-профиль на некотором расстоянии после запуска с самолета.
— Ракета также может быть запущена с Су-35 и Су-34. России нужна была ракета не такая большая и тяжелая, как Х-101, которой также можно было бы запускать с других небольших самолетов, — пишет The Eurasian Times.
Именно это позволяет уменьшить износ сверхценных стратегических бомбардировщиков (таких как Ту-160), что дает командирам подразделений альтернативу.
The Eurasian Times пишет, что Россия будет активно изучать успешное применение X-69 по украинским целям, внесет улучшения в новые производственные партии и будет еще активнее продвигать ракеты на будущих выставках оборонной промышленности.
Тем более, что X-69 идеально подходит для стран, которые уже используют Су-30 или Су-35 (а это, в том числе, такие крупные для российского оружия рынки, как Китай, Индия, Индонезия, Алжир, Вьетнам и многие другие). Была ли ракета разработана для запуска с МиГ-29 или с МиГ-35, пока не ясно.
Новости партнеров
Но известно, что именно МиГ-35 и Су-35 являются претендентами на участие в проекте создания многоцелевого истребителя (MRFA) ВВС Индии. Причем российские платформы конкурируют с другими самолетами, такими как F-21 от Lockheed Martin, Rafale от Dassault, JAS-39 Gripen от Saab и Eurofighter Typhoon.
В планах индийских ВВС — установить на новый истребитель ракеты BrahMos, которые уже были испытаны совместно с Су-30МКИ. Х-69 значительно легче BrahMos воздушного базирования, что упрощает логистику.
В случае, если Индия все-таки выберет Х-69, она также может договориться с «Рособоронэкспортом» о помощи в объединении навигации новой ракеты с индийской системой спутниковой навигации Indian Constellation (NavIC).
Таким образом, для успешного экспертного будущего X-69 важно ее успешное применение в зоне СВО.