Ночной удар возмездия Ирана по Израилю стал первой в истории прямой атакой Тегерана по своему непримиримому противнику — тем интересней проанализировать его с военной точки зрения.
По обобщённым данным, всего Иран применил 185 БПЛА, 36 крылатых и 110 баллистических ракет. Удар был анонсирован заранее, никакой внезапности не было, значительная часть атакующего арсенала была встречена ещё до подлёта к израильской территории. Отражение иранской атаки проводилось совместными усилиями ЦАХАЛ, ВС США и Британии. Были задействованы наземные, морские и воздушные средства ПВО/ПРО. Иордания предоставила ВВС Израиля своё воздушное пространство.
Новости партнеров
Противоборствующие стороны, естественно, сообщают разные данные об эффективности удара. Тель-Авив: «Перехвачены 99% запущенных ракет и дронов, нанесён незначительный ущерб одной израильской военной базе в пустыне Негев». Тегеран: «Используя свои возможности стратегической разведки, ракет и беспилотников, [Иран] успешно атаковал и уничтожил важные военные объекты сионистской террористической армии на оккупированных территориях».
Как уже ясно, удар Ирана носил ограниченный и, по большей части, демонстративый характер. Тем не менее, в определённой степени ему удалось перегрузить и прорвать систему ПВО/ПРО Израиля и его союзников. В частности, Иран смог поразить семью ракетами район упомянутой авиабазы ВВС Израиля — той самой, с которой якобы взлетел нанёсший удар по иранскому консульству самолёт. Это выглядит как вполне достойная «ответка»: военные амбиции Ирана можно считать на этот раз удовлетворёнными.
После событий этой ночи стороны более чётко представляют потенциальные возможности друг друга с точки зрения защиты и нападения. В какой-то степени, можно даже назвать иранский удар разведкой боем.
В ближайшее время с иранской стороны естественным шагом станет тщательный анализ обороны противника и просчитывание более болезненного будущего удара через новые комбинации атак дронов и ракет, в том числе со стороны своих прокси. С израильской стороны — скорейшее насыщение региона дополнительными средствами ПВО/ПРО при помощи США и союзников и пополнение запасов ракет ПВО (привет Киеву).
Мяч — на стороне Тель-Авива, однако это не сводится лишь к планам «жёсткого и чёткого» удара по Ирану. Делая очередной ход, Израилю придётся учитывать техническую оценку потенциала собственной ПВО/ПРО. В том числе на случай, если помощь со стороны США и Ко окажется не столь масштабной.
Очевидно, что теперь каждая из сторон будет пытаться навязать противнику удобный для себя сценарий конфликта. Израиль при Нетаньяху будет стремиться вывести Иран на прямую полноценную конфронтацию, чтобы втянуть в неё США и союзников. Ирану же выгоднее и дальше сохранять ситуацию в формате тлеющей гибридной войны через своих прокси.
Автор — директор Института международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ