Удар Израиля по консульству Ирана в Дамаске 1 апреля, убивший ряд дипломатических работников, офицеров и двух генералов КСИР, выглядит достаточно провокационно, чтобы ожидать ответной взаимности от Тегерана. Немедленной реакции не последовало, и последние две недели все наблюдали «обмен сигналами», вроде приведения ракетных войск и ПВО в боевую готовность, установки закрытых для полетов зон и прочим военно-политическим политесом.
12 апреля WSJ со ссылкой на источник заявила, что Израиль готовится к атаке со стороны Ирана в ближайшие 24-48 часов. Иран, очевидно, не хочет неконтролируемых последствий своих ответных мер. По данным Axios, глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян пообещал, что ответные меры Тегерана будут «ограниченными», чтобы не допустить эскалации. До того Иран сигнализировал о готовности «понять и простить», если в Секторе Газа прекратятся боевые действия, или хотя бы ООН решительно осудит Израиль. Очевидно, оптимальным для себя вариантом Тегеран видит разовый обмен ударами без скатывания ситуации в продолжительный и неконтролируемый размен.
Новости партнеров
Почему именно так – понятно. Если Иран нанесет по Израилю ракетный удар со своей территории, то это означает новый конфликт на Ближнем Востоке. Израиль, где под Нетаньяху и так шатается кресло из-за бесперспективной, длящейся уже полгода, операции в Секторе Газа, будет вынужден развивать агрессивную линию, и ответит ударом по Ирану. Нетаньяху в четверг предупредил, что Израиль не оставит без ответа атаку, откуда бы она ни исходила.
Каждая такая итерация приближает полномасштабный конфликт. Форма конфликта, правда, будет сугубо дистанционная в форме ракетных ударов: между Ираном и Израилем лежат Ирак, Иордания и Сирия, в чистом поле армии вряд ли встретятся.
Куда перспективнее для Ирана было бы задействовать «Хезболлу» в Ливане, которая и была создана в силу географических трудностей, а также базы Ирана в Сирии. Подлетное время меньше, ракет у «Хезболлы» хватает, это не будет прямым ударом именно со стороны Ирана, хотя все всё поймут. Кажется, это понимают и в Израиле. В среду глава израильского МИД Исраэль Кац заявил, что, если Иран атакует Израиль со своей территории, ЦАХАЛ нанесет ответный удар по иранской территории. Надо понимать, «ливанский вариант» Тель-Авиву тоже нравится больше.
Конфликт на Ближнем Востоке обычно влечет за собой кратко- или среднесрочный подъем цен на нефть, в основном за счет роста страховых тарифов перевозчиков. Если основные производители региона, ОАЭ и Саудовская Аравия, смогут остаться в стороне от конфликта – а такая возможность у них есть, то причин для умопомрачительных нефтяных высот нет.
Тем не менее, ситуация содержит много вариантов, в том числе зависящих от дурацких случайностей. Уровень рисков выше нормы, поэтому США мечутся, пытаясь урегулировать конфликт. Так, Госсекретарь США Блинкен обещал министру обороны Израиля Галланту поддержку в противостоянии любым угрозам со стороны Ирана. Одновременно тот же Блинкен обратился ко всем, от Турции до Китая, с просьбой повлиять на Иран. Чтобы не пришлось выполнять союзнический долг перед Израилем и вмешиваться в драку, ещё больше задирая стоимость нефти и парализуя (хуситы) морскую торговлю через Суэц для всех, кроме России и Китая.
Если бы «Хезболла» обстреляла ракетами Израиль, а тот бы ударил по Ливану – это бы устроило всех активных игроков. Прочие варианты будут либо недостаточными, либо технически-сложными, либо чреватыми непредсказуемой эскалацией.
В общем и целом, с учетом изложенного выше, рекогносцировка на сегодня такая:
Новости партнеров
Если бы Иран хотел ударить, а главное, был к этому готов (в том числе и, прежде всего, к последствиям), то он бы уже давно ударил, невзирая на них. Если он не бьет в ответ, и правильно делает, так как понимает, что Нетаньяху тут же шуганет в кусты и спрячется за широкой спиной Вашингтона, то ответ будет явно ассиметричный. А вот когда Тегеран поймет, что последствия удара по Израилю перевесят все ответные минусы, тогда, конечно, он ударит, и ударит по совокупности – вспоминая Тель-Авиву все годы унижений и всех павших героев. Такое ведь не прощается, а позор смывается только кровью врага.