В Румынии разрабатывают законодательную базу для аннексии Молдавии. Желание объединить два государства на днях выразил премьер-министр Марчел Чолаку, а Минобороны просит разрешить отправлять армию за границу для защиты соотечественников.
Пора домой
Новости партнеров
Чолаку считает Молдавию частью Румынии, которую в 1940-м незаконно отторгли и включили в СССР. В интервью DC News он уточнил, что объединение государств можно оформить как внутри Евросоюза, так и за его пределами, но нужно согласие молдаван.
«Я это поддерживаю, у меня нет запрета. Это мое право!» — подчеркнул премьер. По его словам, Молдавия сохраняет государственность только благодаря помощи Румынии. А население в этих странах общее.
Как известно, в 1918-м Румыния ввела войска в Молдавскую демократическую республику, провозглашенную в составе России. Созданный в Кишиневе Совет края под давлением Бухареста проголосовал за объединение. Москва этого так и не признала, а в июне 1940-го в соответствии с секретным советско-германским пактом эта территория перешла под контроль Советского Союза.
Спустя 51 год СССР распался, Молдавия стала суверенным государством. В Декларации независимости сказано, что создание Молдавской ССР было незаконным. Государственный язык с тех пор — румынский с латинским алфавитом. За 30 лет независимости больше миллиона молдаван получили румынское гражданство. В том числе президент Майя Санду, члены Конституционного суда, правительства и парламента. Всего в стране 2,68 миллиона человек.
Правда, в основном люди оформляют румынский паспорт не из любви к Бухаресту, а потому что хотят работать в Евросоюзе. По результатам опроса Института развития социальных инициатив IDIS Viitorul, проведенного в марте, только 37,8% граждан выступают за объединение с Румынией. Против — 50%, остальные не определились. Евроинтеграцию поддерживают 54,5%. Поэтому Санду и твердит, что румынская идентичность — это путь в ЕС.
Солдаты группы «Центр»
На этом фоне Минобороны Румынии вынесло на всеобщее обсуждение уточненную редакцию закона о национальной обороне. Во-первых, документ предусматривает милитаризацию сил МВД. Во-вторых, разрешается применение армии за границей для защиты румын, оказавшихся в опасности. В комментарии к законопроекту отмечается: «Новый инструмент, предоставляемый в распоряжение президента, появляется в условиях гибридной угрозы со стороны России».
Новости партнеров
Процедура для ввода войск такая. Поступает запрос от руководства страны, в которой проживают румыны. По предложению премьера президент распоряжается принять меры по защите сограждан за рубежом. Парламент это одобряет. Тут же создается национальный военный командный центр, координирующий операцию с вооруженными силами НАТО.
В Кишиневе отреагировали сдержанно. «Молдавия — нейтральное государство. Этот нейтралитет поддерживают все, в том числе граждане страны, и любые изменения тут возможны только с одобрения населения. Мы хотим мира, спокойствия и развития, а также продвижения по европейскому пути. Вот чего желает правительство. Всевозможные исключительно теоретические заявления, не основанные ни на каких фактах, предлагаю на этом этапе не обсуждать, а поместить их в ряд нереализованных предположений», — сказал пресс-секретарь правительства Даниел Водэ.
Между тем ранее президент Франции Эммануэль Макрон на совместной пресс-конференции с Майей Санду сообщил, что в ближайшие месяцы в Кишиневе откроется французская военная миссия. Предполагаются совместные обучения и тренировки молдавских и французских солдат. И нарушением нейтралитета это почему-то не считается.
Марш миротворцев
С учетом сложной ситуации в регионе нельзя исключать, что предложение Минобороны Румынии превратится в закон и его применят на практике, полагает доктор политических наук, профессор РАНХиГС Наталья Харитонова. Причем дело не только в Молдавии. Еще есть российско-украинский конфликт и расширение американского и французского военного присутствия непосредственно в Румынии.
«Вряд ли можно говорить о военном вторжении. Скорее, будет что-то вроде полицейской миссии. В ХХ веке у Бухареста был такой опыт. В большей степени это грозит Кишиневу, но и Киеву тоже. По крайней мере румынские власти ожидают, что в случае распада Украины они возьмут под контроль некоторые территории», — рассуждает эксперт.
Молдавский политический аналитик Дмитрий Кисеев считает румынскую инициативу неким страховочным вариантом на случай проигрыша Санду президентских и парламентских выборов, которые состоятся соответственно в 2024-м и 2025-м. «Если дойдет до смены власти, Бухарест сможет пообещать поддержку правящему режиму. Видимо, ставки настолько высоки, что в крайнем случае там готовы даже на военную операцию», — отмечает он.
Но молдаване не хотят объединяться с Румынией, потому что еще жива память о том, как чуть больше 80 лет назад к ним относились в этой стране, добавляет Кисеев. Фактически они были людьми второго сорта. Поэтому большинство поддерживает евроинтеграцию, но не переход под власть Бухареста.