ГлавноеАналитикаПобеда «Оппенгеймера» – это проблеск адекватности в США

Победа «Оппенгеймера» – это проблеск адекватности в США

Опубликовано

Победа «Оппенгеймера» на «Оскаре» во всех основных номинациях – это редкий для современной Америки проблеск адекватности, каких мы ждем в основном от Дональда Трампа (и в основном напрасно). Сам фильм, рассказывающий историю появления атомной бомбы, работа команды профессионалов под началом большого мастера, но политически все складывалось против него. Нормальность в США – это своего рода фронда.

Во-первых, «Оскар-2024» – это первый «Оскар» с новыми правилами инклюзивности, по которым внимания достойны только фильмы про меньшинства. Сами эти правила мало кого обязывают – болтовни в них больше, чем реформ, но за язык никто не тянул, а по итогам вышло, что триумфатором первой «инклюзивной» церемонии стал фильм про белых гетеросексуальных мужчин, где роли обеих женщин (Эмили Блант и Флоренс Пью) сводятся к тому, чтобы вдохновлять и поддерживать главного героя (Киллиан Мерфи), с чем они с попеременным успехом справляются.

Новости партнеров

Возможно, «Оппенгеймер» прокатил на евреях, которые вроде бы тоже меньшинство, пусть и не в Манхэттенском проекте. В любом случае главные еврейские роли доверены ирландцам и шотландцам, а «напихонегрие» (то есть внедрение темнокожих персонажей в заведомо неподходящие исторические обстоятельства) проигнорировано начисто. По крайне левым меркам, это уже не кинематограф, а почти фашизм.

По тем же меркам подозрителен режиссер Кристофер Нолан, и это уже «во-вторых». Он сам по себе – политическая проблема фильма, как счастливый отец четверых детей от одной женщины, который всем своим производственным подходом олицетворяет понятие «традиционные ценности». Кинематограф – семейный бизнес Ноланов, где задействованы жена, брат и прочие родственники, а традиционные ценности – это прежде всего семья.

В фанатской зоне популярна теория заговора, согласно которой даже фильм про Оппенгеймера сняли только для того, чтоб навсегда изменить выдачу в «Гугле» по запросу «Нолан Оппенгеймер». Якобы этот псевдоним использовал в своих криминальных схемах еще один Нолан – старший брат режиссера, паршивая овца в почтенном семействе.

В-третьих, на дворе – новая холодная война, в ходе которой об ужасах потенциального ядерного конфликта постоянно напоминает стратегический противник США, то есть мы – Россия. В рефлексии на эту же тему – весь Оппенгеймер (фильм и его герой), а предшественник Джо Байдена – президент-демократ Гарри Трумэн (Гэри Олдмен) показан в фильме человеком циничным, лишенным эмпатии и чем-то похожим на самого Байдена.

В-четвертых, сюжет, когда образцовому гражданину и патриоту ломают репутацию и карьеру из-за необоснованных подозрений в связях с русскими, слишком напоминает «Рашагейт» и злоключения Трампа. И то, и другое называли «охотой на ведьм», которую очевидно осуждает Нолан.

Если бы за всех решал вашингтонский обком, давать «Оскаров» «Оппенгеймеру» было бы политически близоруко и вопиюще несвоевременно. Тем более, что его формальным конкурентом в основных номинациях был модно-феминистский фильм «Барби» студентки-комсомолки-красавицы Греты Гервиг.

На самом деле (то есть – по совести) конкурентов у «Оппенгеймера» не было, во всяком случае, это не «Барби». Будучи шедевром прежде всего художников-постановщиков, которые воссоздали для площадки мир пластикового ширпотреба, ближе к концу фильм утрачивает свое остроумие и обаяние, превращаясь в корпоративный капустник компании Mattel. Так и не решив, чего она в итоге хочет сказать, и обойдясь скорее приятным предвкушением серьезного разговора, режиссерка бросила персонажей и целые сюжетные линии, которые ей вдруг оказались не нужны.

Новости партнеров

Не так у Нолана, выстраивающего повествования в нескольких временных арках и играющего с фильтрами, чтобы зритель не перепутал 1940-е с 1960-ми. Все линии сложного сюжета сойдутся в одной точке, все метафоры закольцуются, все развешанные по стенам ружья выстрелят – это фирменный почерк Нолана как режиссера и сценариста. Своей дотошностью он даже раздражал, когда доходил до выпендрежа и брался за избыточные взаимосвязи, как в «Начале» и «Интерстелларе».

Но уникальным «Оппенгеймера» делает не продуманность, а скорость производства. Голливуд знавал других перфекционистов, которые изобретали каждую деталь и годами игрались в мегаломанские игрушки, как, например, Стивен Спилберг и Джеймс Кэмерон. Но Нолан дал себе на съемки трехчасового фильма меньше двух месяцев, что означает бешеный темп, поскольку снимать дольше означало снимать дороже, а стомиллионного бюджета едва хватило на взрыв «атомной бомбы», который был, конечно, не ядерным, однако и не компьютерным.

Столь роскошную жизнь с полутора десятками звезд в кастинге и полной творческой свободой Нолан получил не только за былые заслуги, но и в рамках переманивания с одной студии в другую. Теперь, после признания «Оппенгеймера» (не только как достойного фильма, но и как грандиозного по задачам проекта), Нолан утвердился на самой вершине голливудского Олимпа – не в сонме богов, а непосредственно на месте Зевса, где когда-то сидели Спилберг и Кэмерон.

Он снял самый кассовый в истории фильм о Второй мировой войне, который собрал почти миллиард долларов, и секрет его успеха, надо думать, в том, что режиссерское видение истории оказалось многожанровым. За три часа «Оппенгеймер» превращается то в мелодраму, то в судебную драму, то в детектив, то в притчу, что делает легко усвояемым консервативное пространство байопика – фильма-биографии, где все ходы записаны и тяжело удивить сюжетом. А Нолан удивил, хотя изначально известно было, что Колчака расстреляют и что убийца – садовник.

Так главным режиссером США по концентрации заслуг в одной картине стал британец (ненавидящий, впрочем, Британию, за что Нолана хочется обнять), причем после того, как изобразил Америку и политическую элиту ее славного прошлого в довольно неприглядном свете. Но он навряд ли сделает перетирание американских грехов своим творческим кредо, как это сделал, например, Оливер Стоун – единственный голливудский небожитель и оскаровский завсегдатай, который регулярно говорит о России что-нибудь хорошее.

Похоже, что Нолана не интересует политика сама по себе, потому что вдохновение он черпает в другом, гораздо более значительном: в исследованиях космоса, в физике как науке, в освоении новых пространств и – в то же время – желании безопасного будущего собственным детям, для чего ему нужен целый мир, а не разделенный на блоки.

Он из тех, кто наделяет человечество сверхзадачами и до сих пор мечтает о том, чтобы на пыльных тропинках далеких планет остались наши следы. Если вторая холодная война завершится не атомной катастрофой, а новой «разрядкой» и всплеском сотрудничества (к чему и призывает фильм «Оппенгеймер»), то благодаря таким англосаксам, как Нолан и, может быть, Илон Маск, но вряд ли таким, как Дональд Трамп, который опять ничего не понял и назвал «несправедливым и политкорректным шоу» единственный за долгие годы «Оскар», за выбор которого не должно быть стыдно ни человеку, ни гражданину, ни художнику, а только лишь пентагоновским «ястребам», которые держат свой скрюченный артритом палец на курке ядерной войны.

vz.ru

Новости партнеров




«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин...

Юрий Котенок: «Орешник» — отличный замполит

Первая серия "Орешника" впечатлила и для зрителя была, конечно, увлекательной — огненный дождь с неба даже для укров стал чем-то вроде кино. Но за...

Заявление Владимира Путина о ситуации в зоне СВО

Владимир Путин выступил с заявлением об обстановке в зоне спецоперации. "Хочу проинформировать личный состав Вооруженных сил России, граждан нашей страны, наших друзей во всем мире,...

Читайте также

Борис Рожин. Трамп и ПВО Украины

После победы Трампа на президентских выборах в США Украина оказалась в крайне двойственной ситуации,...

Командиры-«мясники»: пора начать жестко спрашивать за потери

Вчера в Мытищах на воинском мемориальном кладбище был похоронен рядовой Илья Пономаренко. Посмертно он...

Битва за Купянск: «Русские устроили артиллерийскую дискотеку» — ВСУшники бегут из Заосколья

Левобережный бандеровский гарнизон оказался в окружении — впереди ВС РФ, сзади Оскол, через который...