ГлавноеАналитикаПВО Украины приказало долго жить. Небо для русской авиации распахнулось настежь

ПВО Украины приказало долго жить. Небо для русской авиации распахнулось настежь

Опубликовано

Наши самолеты и вертолеты второй месяц крушат укрепления врага так, как не удавалось даже артиллерии самых крупных калибров

Руководство Словакии в панике от недавнего решения НАТО. Важнейшие стратегические объекты страны вот-вот останутся совершенно без прикрытия с воздуха. Между тем, речь идет о шести ядерных реакторах на АЭС в Богунице на западе республики и в Моховце, в центральной части страны. Обе в свое время были построены сначала Советским Союзом, а затем и Россией.

О грядущей беде словацкий премьер-министр Роберт Фицо в видеообращении к согражданам высказался так: «Я получил от итальянского правительства уведомление, что из Словакии будет отозвана итальянская система ПВО, которую они нам одалживали на год, потому что она нужна им в другом месте. А я спрашиваю, господи, кто будет охранять наши АЭС и другие стратегические цели?».

Новости партнеров

Не думаю, что господин Фицо не догадывается, в каком именно «другом месте» альянсу столь срочно понадобились итальянские ЗРК. Которые теперь отбирают у Братиславы, несмотря на принародные рыдания словацкого лидера. Понятно, что пунктом нового назначения этих систем совершенно точно окажется Украина. Но что и почему в действительности происходит? Тут без краткого экскурса в историю точно не обойтись.

Еще в 1990 году Словакия получила от нашей страны единственный дивизион ЗРС С-300ПМУ, который был вскоре включен в единую систему ПВО Североатлантического альянса. Но почти сразу же после начала спецоперации на Украине американцы настояли на срочной передаче этого оружия Киеву. Взамен пообещав забрать часть своих MIM-104 Patriot у Германии и Нидерландов и в качестве временной меры вместе с боевыми расчетами передать их словакам, поскольку без советских еще С-300ПМУ их небо становилось абсолютно беззащитным.

Так и сделали. Но в апреле 2023 года стало известно, что и те «Пэтриоты» тоже срочно понадобились Киеву. Правда — пока лишь на территории Германии, для обучения украинских зенитчиков. А там — как пойдет…

Таким образом, словацкое небо снова становилось дырявым. Чтобы попытаться заткнуть и эту брешь, Североатлантический альянс решил передать Братиславе батарею франко-итальянских мобильных ЗРК Samp/T, также известных под названием Mamba. Достаточно новых, дорогостоящих и совершенных, к слову, средств ПВО. Дальность полета ракет которых достигает по любым меркам очень приличных 150 километров.

Для справки: типовая батарея ЗРК SAMP/T включает в себя командный пункт, радиолокационную станцию обнаружения и управления огнем Arabel, а также от 4 до 6 пусковых установок. На каждой ПУ помещается по восемь ракет типа Aster 30. Таким образом, общий боекомплект батареи, готовый к немедленному применению, составляет от 32 до 48 ракет. Все основные средства ЗРК выполнены на колесных шасси, что повышает их мобильность. При этом боевая работа возможна только после развертывания на огневой позиции.

На радостях министр обороны Словакии Ярослав Надь тогда рассыпался в благодарностях Брюсселю: «Я рассматриваю это развертывание как сильное и недвусмысленное доказательство готовности государств-членов НАТО обеспечить нашу общую оборону и безопасность».

Как же он ошибся! Теперь и Надю, и его непосредственному шефу Фицо окончательно понятно, что у альянса есть заботы и поважней, чем безопасность пары каких-то там жалких словацких АЭС в центре Европы.

Новости партнеров

К чему Брюссель затевает эту рискованную и беспорядочную чехарду? Все просто. К ужасу коллективного Запада, бережно опекаемый им украинский фронт со второй половины февраля, после бегства ВСУ из Авдеевки, буквально затрещал по швам. И все быстрее покатился в западном направлении. Попытки Киева хоть где-нибудь на промежуточных рубежах и хоть как-то приостановить этот стремительный драп пока ни к чему не приводят. Почему? Что изменилось?

По единодушному мнению наших и зарубежных спецов, главное, что привело фронт в движение, кроется в том, что над передним краем после непозволительно долгого перерыва снова хозяйничает наша штурмовая и бомбардировочная авиация. Которая ранее, примерно с мая 2022 года, во избежание катастрофических потерь российских самолетов и летчиков и близко не подлетала к линии боевого соприкосновения. Отделываясь, по преимуществу, нанесением ударов с очень почтенного расстояния с так называемого кабрирования.

Это когда, если кто не в курсе, в полете перед самым залпом неуправляемыми ракетами нос самолета или вертолета летчик резко задирает ввысь. А потому ракеты из-под крыльев в сторону вражеских окопов уносятся большей частью по принципу «на кого бог пошлет».

Тоже, конечно, способ огневого поражения. Однако явно крайне неточный и расточительный. Но ничего иного нам долго не позволял противник.

Куда более рациональные и разрушительные удары крупнокалиберным бомбовым «чугунием» по позициям противника за минувшие полтора года нам почти не удавались, поскольку для нанесения таких ударов требовалось подлетать почти к самой передовой. А значит — соваться в самое пекло. Которое еще полтора года назад с помощью Запада было сформировано над полем битвы украинскими военными. Сумевшими насытить ближние подступы к своим передовым позициям очень эффективными, как выяснилось, системами ПВО, произведенными в странах НАТО. Прежде всего — уже упомянутыми американскими ЗРК Patriot и Avenger, американо-норвежскими NASAMS, германскими IRIS-T SLM и Stormer-Starstreak из Великобритании.

Кстати, первая батарея отбираемых теперь у Словакии итальянских Samp/T прошлой осенью тоже оказалась в этом ряду на Украине. Но почти сразу после прибытия на место нашими «Искандерами» была превращена в пыль и пепел.

Но в общем надо признать: перечисленными боевыми системами российская фронтовая авиации надолго была практически выключена из боевых событий на линии боевого соприкосновения.

Ситуация еще в начале нынешней зимы складывалась парадоксальная: у России с самого начала СВО полное преимущество в воздухе. Однако даже близко подлетать к вражеским окопам мы обоснованно опасались. Что, естественно, выглядело полным безобразием. И вело к неоправданным потерям в рядах российской пехоты, танкистов и артиллеристов.

Новости партнеров

Тогда-то Москва и приняла два ключевых решения. Первое — с помощью крылатых и баллистических ракет большой дальности мы занялись долгой и нудной охотой на самые грозные средства ПВО Украины. Высокоточными ударами повсюду «выщелкивая» именно их по всей территории «страны 404». Одно за другим.

Второе — тучи копеечной стоимости БПЛА типа «Герань-2», методично запускаемых по военным, логистическим и промышленным объектам Украины, заставили противника крайне расточительно расходовать полученные от союзников запасы зенитных ракет.

Чтобы стала понятней суровая логика этого процесса: стоимость всего одной ракеты для ЗРК Patriot составляет около 4 миллионов долларов. Считается что для надежного уничтожения каждой атакующей цели по ней требуется осуществить запуск минимум пары ЗУР. А это уже — 8 миллионов «зеленых», в буквальном смысле взлетевших на воздух. В то время как как для России выпуск одной-единственной тихоходной небесной тарахтелки-«Герани» обходится лишь в несколько десятков тысяч долларов.

Промежуточные подсчеты начавшегося ползучего, но неизбежного разорения арсеналов Украины и Запада прошлой осенью провела американская Wall Street Journal. Общую стоимость выпущенных Россией «Гераней» к октябрю 2023-го эксперты WSJ оценили в 20−25 миллионов долларов. А якобы украинские, но на деле натовские расходы на зенитные ракеты и прочие боеприпасы для отражения этих разрушительных налетов — в 685 миллионов долларов. Как говорится: почувствуйте разницу!

Естественен вопрос: а в состоянии ли военная промышленность натовских стран совокупными трудами компенсировать Киеву эти убытки? Увы, в сугубо денежном смысле это неподъемно даже для них.

Впрочем, когда речь идет о столь высокотехнологическом оружии, как передовые системы ПВО и ракеты для них, у кого угодно возникают сложности не только финансового, но и сугубо технологического характера. На днях о них горестно поведал бельгийский генерал-лейтенант в отставке Марк Тис. По его словам, «если (лучшие и самые дальнобойные зенитные ракеты и им подобное оружие — Ред.) вы закажете сегодня, то получение заказа на некоторые виды боеприпасов может занять до семи лет».

А что касается содержимого уже готовых западных арсеналов, то по этому поводу не лишенный юмора бельгийский генерал выразился так: «Через несколько часов (после начала гипотетических боевых действий с русскими в Европе — Ред.) нам придется бросаться камнями… Запасы чрезвычайно низки. Особенно, когда речь идет о высококачественных боеприпасах».

Таким образом, уже весной 2023 года Киев впервые отчаянно заголосил, что ему почти нечем уже отбиваться от русских ракет и «Гераней». Для примера: последнюю партию зенитных ракет для Patriot ВСУ получили из-за океана еще в декабре минувшего года. В результате, по январским подсчетам журнала Forbes, к марту-2024 стрелять из штатовских комплексов станет совершенно нечем.

Похоже, сделавшие такой вывод американские эксперты в школе усердно занимались арифметикой. И не ошиблись. Patriot к сегодняшнему дню на Украине действительно замолчали. А вместе с ними — и многие другие ЗРК западного производства. Поэтому для российской фронтовой авиации примерно с января в небе над прифронтовой полосой наступило боевое раздолье.

Все, что так долго залеживалось на наших аэродромах, сейчас десятками тонн ежесуточно почти беспрепятственно «отгружается» на головы украинских военных. Самое опустошительное воздействие в рядах ВСУ производят корректируемые КАБ-500 и КАБ-1500. Немецкий журналист Юлиан Репке на страницах издания Bild на днях так описал результаты этой высокоточной боевой работы: ««Кратер (от падения КАБ-500 — «СП») может быть в несколько метров глубиной. После удара такой бомбы по позиции ВСУ, от позиции ничего не остается. Это большое преимущество ВС РФ».

Добавим: о степени воздействия куда более мощной КАБ-1500 на вражеские войска и говорить, уверен, излишне. Даже те, кто, находясь поблизости от места убийственной силы взрыва, уцелеет, будут долго сидеть на пеньках, держаться за головы и раскачиваться. Пока не подоспеют санитары.

Пару недель назад, 20 февраля, министр обороны РФ Сергей Шойгу так докладывал президенту Владимиру Путину об итогах только что завершившейся тогда успешной операции в Авдеевке: «Мы можем работать по площадям с большой точностью. И мы к какому-то моменту достигли уровня, когда у нас было 460 таких ударов в сутки. Примерно 200 тонн каждые сутки ложилось фактически с точностью 8−10 метров. По такой 500-килограммовой бомбе 8−10 метров — представляете себе?».

Бывший высокопоставленный российский военный, автор телеграмм-канала под много говорящим названием «Взгляд человека в лампасах», так прокомментировал принципиальные изменения, которые внесло в ход СВО совсем недавно ставшее фактом возвращение нашей фронтовой авиации на поле боя: «Как минимум на ближайшие месяцы ФАБы с УМПК (управляемыми модулями планирования и коррекции — «СП») становятся основным ударным оружием российской армии. Потому что:

1. Могут разрушать то, что не в силах взять артиллерия.

2. Могут проникать в заглубленные бункеры и убежища.

3. Имеют замечательную точность.

4. Промах в пару десятков метров с лихвой перекрывается запасом ВВ в сотни кг.

5. Если не уничтожают живую силу противника, то контузят с большим радиусом поражения.

6. Если не убивают и не контузят, то наносят психологическую травму. И тем демотивируют солдат и офицеров противника.

Весь вопрос в том, чтобы обеспечить концентрированное применение ФАБов в месте прорыва. Авдеевка показала, что теперь мы на это способны».

Понятно, что враг всячески стремится хоть как-то остановить этот обрушившийся на его войска с небес кромешный ужас. А ведь нечем!

Впрочем — почти нечем. Вот нашли же натовцы в помощь Киеву в Словакии застоявшуюся там в бездействии, но одну-единственную итальянскую батарею ЗРК Samp/T, по поводу потери которой горько плачет премьер-министр Фицо. Наверняка скоро притащат ее куда-нибудь на Донбасс или под Харьков.

Но это уже крохи. Что такое зенитно-ракетная батарея на быстро покатившемся в сторону заката солнца тысячекилометровом фронте? И главное — сколько ей суждено прожить под градом высокоточных российских ракет и бомб? А больше по сусекам НАТО и скрести-то нечего.

svpressa.ru





Холодный расчет Путина: «Орешник» оказался во много раз страшнее, чем ATACMS

На складах Зеленского нашли устаревшие американские ракеты, многие вообще могут не взлететь Западные эксперты натужно гадают, что будет делать Дональд Трамп с украинскими ATACMS. И...

Александр Дугин. Какие цели выбрать для последующих ударов «Орешника»

С Орешником мы полноценно включились в процесс эскалации. На сей раз управляемой нами эскалации. Тут надо только продолжать - разумно и расчетливо. Было бы...

Никита Третьяков. Кому выгодна ядерная война

Все мы с тревогой и уже отчасти маниакальным увлечением следим за эскалацией вооруженного конфликта с США и НАТО. Уже не в первый раз возникают...

Читайте также

Про истинный гуманизм, или Как быстрее закончить войну на самом деле

Вся эта история с "суперударом" по Украине, которую сейчас разгоняют на Западе один в...

Путин утвердил обновленную ядерную доктрину

Владимир Путин утвердил Основы государственной политики в области ядерного сдерживания, президентский указ и текст...

Аэродромы, НПЗ, арсеналы: ATACMS нащупывает цели в глубине России

Чтобы вправить генералам НАТО и ВСУ мозги, нужен отрезвляющий «удар в челюсть» По сообщениям американских...