«Доктрина Герасимова» сбила с толку и ВСУ, и их западных советников
Главными направлениями российского наступления в 2024 году станут запад ЛНР, восток Харьковской области и северо-западная часть ДНР. Именно здесь будут сконцентрированы основные военные усилия Российской армии. А вот возвращение контроля над оккупированной ВСУ правой частью Днепра уже не является главной военной целью.
Такой прогноз третьего года СВО дают эксперты Центра стратегических и международных исследований (CSIS) из США. К прогнозу стоит прислушаться, поскольку в центр входит много высокопоставленных военных.
Новости партнеров
— Украина, которая владела инициативой в прошлом году во время своей наступательной кампании, потеряла ее. Она [инициатива] теперь есть у русских, — говорит вице-президент CSIS Сет Джонс.
Американские эксперты крайне скептически оценивают итоги прошлогоднего украинского «контрнаступления». За июнь-август (пока механизированные части ВСУ окончательно не остановились) украинцы продвигались не более чем на 90 метров в день.
— Украина столкнулась с сильно укрепленной российской обороной с минными полями. Русские также смогли задействовать самолеты, вертолеты и беспилотники против продвигающихся украинских танков, бронетранспортеров и даже спешенной пехоты, — говорит Сет Джонс.
Бывший заместитель министра обороны США по разведке Майк Викерс (сейчас он консультант CSIS) говорит, что уничтожение украинских бронетанковых колонн на Ореховском участке показало мощь ударных вертолетов. Именно успех вертолетов в боях под Малой Токмачкой затем обеспечил их применение в других крупных сражениях, в том числе в Авдеевке.
— Самолеты мало что сделали. А вот ударные вертолеты, чтобы ограничить проникновение украинских войск, они [русские] использовали достаточно эффективно. Это сыграло свою роль в Авдеевке, когда украинская армия уже отступала, — говорит Викерс.
Эксперты CSIS говорят, что срыв украинского «контрнаступления», а затем взятие Авдеевки продемонстрировало превосходство российской военной доктрины. НАТО рассматривает авиационные и наземные операции отдельно (именно такой подход был навязан ВСУ), а российское командование — как единые наземно-воздушные операции.
— Российская доктрина объединяет авиацию с полевыми армиями, что и делает их армию превосходящей. Кроме того, они [русские] показали себя с наилучшей стороны в комплексных общевойсковых операциях, воздушно-наземных операциях, — говорит бывший замминистра Викерс.
Новости партнеров
По его словам, улучшение оперативного командования и координации между рода войск — это одна из главных целей военной реформы, которая началась после операции в Грузии в 2008 году.
Натовская военная доктрина устарела, поскольку основывается еще на опыте Корейской и Вьетнамской войн, говорит научный сотрудник CSIS и бывший советник Госдепартамента США Элиот Коэн. По словам Коэна, в НАТО до сих пор искусственно разделяют два вида ведения боевых действия: маневренные и позиционные (так называемая «война на истощение»). В то время как реалии современных конфликтов говорят об обратном.
— Истощение — это не столько стратегия, сколько условие ведения войны. С нашей [западной] стороны была систематическая неспособность мыслить в нужном масштабе, — говорит Коэн. — В то время как русские научились внедрять инновации сверху вниз. У русских система командования «сверху вниз», поэтому они могут быть гибкими, учиться.
Замминистра Викерс говорит, что важная часть военной стратегии России в 2024 году — это мощная пропаганда и раскол между «союзниками» Украины. И ставка на это стопроцентно сыграла. Все больше западных политиков отказываются финансировать киевскую авантюру. Например, прямо говорит об этом популярный сенатор-республиканец Дэвид Вэнс.
— Украинцы никак не могут победить, так что давайте будем реалистами и просто прекратим помогать им, говорит Вэнс. Он говорит то, что мечтали бы услышать от него русские, — рассуждает Элиот Коэн.
Программный директор CSIS Макс Бергманн уверен, что в ближайшее время и Европа столкнется с нежеланием дальше помогать киевскому режиму. Евросоюз прошел уже 2 из 3 этапов выделения военной помощи ВСУ.
С начала страны Восточной и Центральной Европы опустошили свои склады, оставшиеся со времен Варшавского договора (только танков разных модификаций Т-72 было отправлено около 500, в основном со складов в Чехии, Болгарии, Польши и Словении).
Затем, перед украинским «контрнаступлением» ВСУ получили устаревшее натовское оборудование (самым значительным пакетом стали Leopard, из которых уже поставлено не менее 61 и обещано еще порядка 234).
Новости партнеров
— Сейчас мы находимся на третьем этапе, когда у европейцев на складах закончились запасы большого количества старого оборудования, и теперь им намного дороже оказывать помощь Украине, — Бергманн.
— Они [европейцы] недостаточно быстро заключают контракты. У них полностью раздробленный оборонно-промышленный комплекс, в который десятилетиями недостаточно инвестировалось.
Так что новой бронетехники взамен сожженной ВСУ дождутся еще нескоро. Как и артиллерийских снарядов, наладить выпуск которых США и Евросоюз обещают только к концу 2024 года.
К тому времени — в этом сходятся все эксперты CSIS — Российская армия еще быстрее адаптируется к вызовам, улучшит тактику и сумеет добиться новых побед. Так что обороняться киевскому режиму придется уже в десятках километрах от тех позиций, что они сдают сейчас.