Сегодня огнем собственных средств ПВО был сбит очередной российский самолёт. Фактически, больше половины потерянных за последний год самолетов были сбиты «фреднли фаэр» — дружественным огнём собственной ПВО. И это заставляет нас снова вернуться к проблеме организации Российской ВКО.
Мы уже писали о том, что скрестить, в прямом смысле слова, «ежа» — ПВО и «трепетную лань» ВВС пытались раньше неоднократно и ничего хорошего из этого мутанта не получалось. В своё время именно это решение стоило должности начальнику Генерального штаба СССР маршалу Огаркову, ликвидировашему войска ПВО, как отдельный вид ВС в 1975 году.
Новости партнеров
За следующие пять лет система ПВО настолько деградировала, что в 1980 году решение было отменено, началось восстановление единой системы ПВО, как вида ВС, а маршал Огарков был отправлен в отставку.
Очердной разгром ПВО состоялся уже в 1998 году при Ельцине и имел под собой только одно основание — сокращение армии и расходов на оборону. С тех пор в наших ВС и находится этот «гибрид» ежа (ПВО), лани (ВВС) и сокола (ВКО).
Печальные результаты такой противоестественной связи мы наблюдаем сегодня воотчую. И регулярный «френдли файэр» один из них.
Проблема заложена на уровне вертикали боевого управления, когда командные пункты ВКС вынуждены одновременно выполнять несколько задач и вести несколько боёв: наносить авиаудары по объектам противника, вести охоту за авиацией противника и одновременно отражать его средства воздушного нападения. И всё это при жесточайшем дефиците времени, когда от обнаружения цели до команды «Пуск» проходит лишь пара десятков секунд, и, зачастую, успеть точно идентифицировать цель расчёты просто не успевают.
В условиях дефицита времени, когда цель типа «крылатая ракета» или снаряд РСЗО имеет очень малую ЭПР и обнаруживается на минимальном расстоянии, причём, может быть потеряна в силу особенностей рельефа или маневрирования, расчёты ЗРК находятся в перманентном стрессовом состоянии, когда пропущенные цели — это гибель от воздушных ударов людей и техники, и потому практически любая обнаруженная в их секторе цель рассматривается, как вражеская. И это регулярно приводит к поражению своих самолётов.
ПВО необходима своя собственная вертикаль боевого управления, организованная на мощных АСУ, тесно взаимодействующая с ВВС, но полностью замкнутая на задачу защиты войск и объектов от ударов средств воздушного нападения противника.
Конечно, необходимо усиление системы мониторинга воздушной обстановки, создание мощных рубежей новых РЛС, причём развернутых не только на земле, а в воздухе на аэростатных платформах. Полная и оперативная информация о воздушной обстановке — это лучшее средство от спешки и трагических ошибок.
Новости партнеров
Автор — военный эксперт, писатель, публицист, постоянный член Изборского клуба