Всплеск товарооборота России и Китая за 2023 год до $240,11 млрд, на 26,3% по сравнению с 2022 годом, вызвал массу положительных отзывов. В то же время коллеги обратили внимание на товарную структуру экспорта-импорта.
Мы экспортируем в основном энергоресурсы: газ, нефть, уголь, нефтепродукты. А на первом месте у нас по импорту из Китая по-прежнему промышленное оборудование – на $25,2 млрд. Самый большой прирост по импорту автомобилей и комплектующих к ним — в 3,5 раза за 2023 год до $22,5 млрд.
Новости партнеров
Сразу замечу, в экспорте энергоресурсов нет ничего плохого. Наличие такого природного богатства – это наше огромное преимущество. Главное, чтобы цены не занижались, исправно платились налоги, и валютная выручка в страну возвращалась, а не оседала за границей. Хотя и здесь есть резервы с точки зрения более глубокой переработки, что даст нам прибавочную стоимость именно на российской территории.
И очень важный момент – это диверсификация покупателей наших энергоресурсов. Что хорошего было в выборе Европы как основного покупателя российского газа? Газпром поставлял туда 85% от всего экспорта.
При этом нашим главным партнёром мы сделали Германию, находящуюся в колониальной зависимости от США. Поэтому данная схема и работала, пока американцы не решили, что пора забрать нашу долю газового рынка в Европе себе. И только сейчас с учётом резкого ужесточения внешних условий Газпром начал активнейшим образом развивать газификацию самой России. А где было стратегическое планирование раньше?
Теперь об импорте промышленной продукции и промышленного оборудования из Китая. Как временная мера – да. Как долговременная стратегия – это проигрыш в мировой технологической гонке и потеря технологического суверенитета страны.
Для России нет никакого стратегического смысла в полной замене промышленного экспорта с Запада на промышленный экспорт из Китая. Это худший вариант развития событий.
И здесь российские власти должны идти по пути экономического принуждения госкорпораций и частного бизнеса. Ибо они в свою очередь, как «эффективные менеджеры», выберут самый лёгкий путь, быстрые и лёгкие деньги. Вместо создания своего по ключевым направлениям – покупку китайского.
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»