В мире военной моды явно обозначилось возвращение стиля «ретро» — начала 20 века. После успешного отражения масштабного натовского наступления, в исполнении колониальной армии Украины, на российскую линию обороны, получившей название «линии Суровикина», в западной военной прессе потоком пошли публикации о кризисе наступательной стратегии и новой эпохе позиционных войн.
На Украине тут же началось масштабное строительство своей линии обороны — «линии Залужного». Вслед за украинцами свой «Балтийский вал» решили строить латыши и литовцы.
Новости партнеров
При этом, западные стратеги и их прибалтийские ученики как-то сразу забыли, что двадцать лет послевоенного (после Первой мировой войны) увлечения циклопическими крепостями и оборонительными «валами» завершились блестящими их прорывами и грандиозными окружениями европейских армий танковыми группами Рундштедта, Бока, Гудериана.
За 44 дня немецкие войска разгромили вооружённые силы Франции, Бельгии и Голландии, попутно преодолев несколько стратегических линий обороны (Мажино, Дюнкерка), строившихся почти 10 лет. Французская армия потеряла 84 тыс. человек убитыми, свыше полутора миллионов человек попало в плен. Вторая мировая война «похоронила» всё стратегию обороны и «войны на истощение».
Особенность сегодняшней войны заключается в том, что, имея стратегические задачи, её начала российская группировка войск совершенно им не соответствующая по численности и потому, вынужденная очень скоро перейти к стратегической обороне, с одновременным развёртыванием под масштабы войны. А за тем на поле боя появилось качественно новое оружие — «дроны» — ударные — минибомбардировщики и дроны-камикадзе — FPV дроны. Именно они окончательно «зафиксировали» фронт, лишив обе стороны возможности применения больших масс бронетехники и, как следствие, способности проводить масштабные наступательные операции. И пока этот кризис не будет преодолён, ситуация мало изменится.
Но считать, что этот кризис на годы и на этой основе делать стратегическую ставку на позиционную оборону — грубейшая ошибка!
При всей остроте сегодняшнего кризиса, можно уверенно предположить, что очень скоро безоговорочное господство «дронов» над полем боя закончится так же, как в начале 20 века безоговорочное господство пулемётов, продемонстрированное в ходе русско-японской войны 1905 года, завершилось тем, что пулемёты превратились в могущественное, но явно не основное оружие поля боя и заняли свою нишу в линейке стрелкового оружия.
Сегодняшнее доминирование тактических дронов над полем боя связано с тем, что, до их появления, ни одна из стран не разрабатывала и не создавала системы РЭБ тактического звена — «взвод — рота». И сами «дроны» до этого на тактическом уровне, практически, не существовали, являясь средством полкового — бригадного уровня, причём, в силу стоимости их производства, редким в применении (пример использование БПЛА «Ланцет»). Сегодня же целью «копеечных» самодельных FPV дронов являются отдельные пехотинцы — настолько их много.
И, как только ВПК передовых стран «опустят» над тактической зоной купола и «фаэрволы» РЭБ, господство FPV дронов завершится. Потребуется их непрерывная «прокачка» для преодоления средств РЭБ, что тут же начнёт отражаться на их стоимости и очень скоро перестанет делать их производство и использование безоговорочно выгодным, так как начнёт приближаться по стоимости к другим образцам высокоточного оружия. Снизится и его эффективность. В итоге «джин» БПЛА, если и не будет загнан в бутылку, то точно сильно ограничен в возможностях и это вернёт сухопутным войскам подвижность. Насколько тогда прибалтийским карликам поможет их «лабас — линия» вопрос дискуссионный.
Новости партнеров
Но сегодня главной задачей, стоящей перед нашим ВПК, является быстрое решение этой проблемы не через годы, а сегодня, до начала весенней компании. Дать возможность ВСУ просидеть в обороне год, как это планируют их хозяева за океаном, мы позволить не можем. Цена такой затяжки будет слишком дорогой!
Автор — военный эксперт, писатель, публицист, постоянный член Изборского клуба
Рамзай