Темой № 1 с начала 2024 года становится всеобщее нарастание геополитической напряженности в мире. К перешедшему в длительное противостояние украинскому конфликту и войне Израиля в Палестине добавились события в Йемене. Однополярный мир пошатнулся, но без боя сдаваться явно не намерен. Может ли эта ситуация вылиться в очередную глобальную войну, изданию «Ваши Новости» рассказал писатель Герман Садулаев.
– Герман, будет ли третья мировая, о которой сейчас говорят всё чаще?
Новости партнеров
– Третьей мировой войной нас уже пугают с самого окончания Второй мировой и будут пугать еще долго. Я не думаю, что произойдет что-то такое кардинальное. Но если произойдет – то ради Бога. Скорей бы уже. Хватит, надоело ждать.
– В интервью «Комсомольской правде» вы сказали, что призывной возраст будет повышен и вы еще успеете повоевать. Откуда тогда эти мысли, если ставки не повысятся до третьей мировой?
– Ставки я не повышаю, ставки повышаются сами. Повторю, я думаю, что глобальной третьей мировой не будет. Но сила региональных конфликтов будет нарастать. И да, весьма возможно, что нам всем еще придется в этом поучаствовать. И ведь есть такая мысль, что если хочешь мира, готовься к войне. Если мы хотим избежать войны и поражения, то нам нужно отмобилизовать страну полностью.
– В Евросоюзе обсуждают тему возможного приходя Трампа к власти. И там опасаются, что при таком развитии событий США могут выйти из НАТО и альянс развалится. И я слышал, что они реально боятся нападения России на одну из стран бывшего НАТО. Эти фантазии могут стать реальностью?
– Россия не будет нападать ни на какую страну НАТО. У России нет таких геополитических задач и интересов. Даже Прибалтику мы не будем возвращать, несмотря на то, что они так враждебно настроены. С нашей стороны они этой войны не дождутся. Просто наши геополитические интересы уже перекочевали с севера и северо-запада на юг и юго-восток.
Что изменится, если придет к власти Трамп? Да ничего не изменится.
Каждый американский президент приходит с обещаниями всё изменить и прекратить войны. Но никто не в силах этого сделать. Потому что это президент Америки. Он мог бы прекратить войны, если бы он был президентом какой-то другой страны. Но Америка сама по себе такая держава, что она не может существовать, не будучи военным гегемоном. На военной гегемонии Америки завязано ее экономическое могущество. Им надо кормить 300 с лишним миллионов человек и удерживать свою тоже немалую территорию. Они не смогут этого сделать, если не будут гегемонами. Их печатный станок, их доллар – завязаны на их военную силу.
Новости партнеров
Только потому, что Америка контролирует практически весь мир, доллар может быть такой незаменимой валютой. Они решают свои экономические проблемы именно таким образом – печатают доллары и навязывают другим странам. Если это прекратится, то сразу обнаружится огромный государственный долг США. Обнаружится, что это вообще-то страна-банкрот. И она перестанет просто существовать. Для Америки нет шансов прекратить войны и перестать навязывать свою игру. Иначе это будет уже не Америка.
Поэтому кто бы ни пришел к власти – Трамп или какой-то левый демократ, – политика США никогда не изменится, пока США не обломают зубы. Только тогда им придется мириться с реальностью. Но чтобы им обломать зубы, должен против них единым фронтом стать весь мир. И то это не сразу получится. Поэтому я не жду никаких изменений от администрации в Белом доме.
– Вы рассуждаете с позиций рациональных. Но мы сегодня в мире видим кучу примеров иррационального поведения. Один брексит чего стоит. В Британии поняли, что это была для них ошибка. Но это было очевидно и до брексита. Так почему вы не допускаете, что Трамп может повести себя просто на популистских настроениях так же иррационально?
– То есть выйти из НАТО?
– Например.
– Выйти из НАТО для Америки будет значить потерять лидерство. Потому что НАТО является инструментом Америки для поддержания мировой гегемонии. Это для них значит потерять Европу. Я думаю, что любой человек способен на иррациональные поступки, но не думаю, что Америкой управляет человек, который сидит в Овальном кабинете. Кто бы он ни был. Там очень сильно влияние корпораций. Некоторый коллективный разум, иначе говоря глубинное государство. Там есть средневзвешенный американский прагматизм, подходящий именно для Америки. И я думаю, ему не дадут этого сделать в любом случае.
Взять хотя бы лобби их военно-промышленного комплекса. Неужели Трамп сможет преодолеть это лобби? Нет такого способа. Нет, нам не стоит ждать чего-то от смены администрации. Это убаюкивающая сказка.
– После вывода американских войск из Афганистана многие говорили, что США – престарелый гегемон, который способен только на прокси-войну и сам никуда влезать больше не будет. Но мы видим, что происходит в Йемене.
Новости партнеров
– Я думаю, что потенциал США всё еще очень и очень высок. Он высок потому, что США сумели создать у себя внутри привлекательные условия для лучших умов человечества. Они выкачивают профессионалов, молодых ученых, IT-специалистов со всего мира. Они выкачивают все соки из этой планеты, в том числе людские соки. И это продолжается. И пока Америка остается привлекательной для эмиграции, каким образом что-то может поменяться?
Они могут выбирать, кого им принимать, а кого не принимать. Латиноамериканцев они принимают просто для количества, как дешевую рабсилу. Но они выкачивают из мира и качественный людской ресурс. В итоге у них есть и доступ к бесконечной дешевой рабсиле, и доступ к лучшим интеллектуальным ресурсам планеты.
Каким образом какая-либо другая страна может внезапно стать настолько привлекательной для эмиграции?
– Может ли Россия стать такой же привлекательной для эмиграции? Достаточно ли делается для того, чтобы стать такой же державой в обозримом будущем?
– Конечно, не делается. Советский Союз очень много внимания уделял фундаментальной науке. У нас этого нет. У нас до сих пор ученые на положении таких нищебродов. Сделали какие-то непонятные проекты типа Сколково. Но мы же знаем, что эти Сколково не выстрелили. И закончилось тем, что Чубайс просто уехал. А что он оставил за собой? Силиконовую долину? Нет.
Я не знаю, хватает ли у нашего государства средств для этого. Возможно, что не хватает. Но я говорю, что по факту фундаментальная наука у нас до сих пор находится в плачевном состоянии. Это касается и естественных наук, из которых потом вырастают технологии, и гуманитарных наук. Они тоже нужны, они странным образом влияют в том числе и на качество технологий.
Мы можем посмотреть, сколько грантов дается в гуманитарной сфере и какие исследования ведутся на Западе. А у нас недостаточно грантов.
И в сфере фундаментальной науки мы до сих пор ведем себя как колония. Пока это не будет изменено, о каком лидерском статусе России в мире можно говорить? Держава-лидер должна обладать мощнейшей фундаментальной наукой. У нас же есть остатки советской фундаментальной науки, которые мы разбазариваем.