В первой части своего исследования я указал, что концепция танка, заложенного еще в 1941-42 годах, и воплощенная сначала в Т44, затем в Т54 уже устарела, и даже шире, вся концепция танка прорыва созданного после WW2 больше не работает.
Сама идея хорошо бронированного в лобовой проекции танка терпит крах. Большую часть своей боевой истории танку угрожали исключительно удары в лобовую проекцию. Теперь за счет развития противотанковых комплексов и БПЛА танк стал уязвим в любую из проекций: корма, борт, крыша.
Новости партнеров
Попытки сохранить защищенность танка за счет бесконечного усложнения систем активного перехвата к желаемому результату не приводят. Ни системы активной защиты, ни козырьки и сетки, ни даже активная броня не способны исправить тот факт, что для преодоления укрепленных позиций противника нужна другая машина.
Западноевропейская концепция легких колесных у гусеничных танков с мощным вооружением и слабой броней тоже не выдерживает никакой критики. Такими танками только митинги в Берлине и Париже можно безопасно разгонять. Собственно и машины поддержки пехоты с учетом новых вооружений теряют всякий смысл, не защищая пехоту от большинства угроз.
Пришло время полностью пересмотреть концепцию среднего танка прорыва, и для этого он должен шагнуть вслед за новой технологической эпохой, которая уже диктует условия современной войны.
1. Танк должен иметь легкую композитную броню на основе открытий в наноматериалах более прочную, чем существующие спецстали, эта броня должна иметь однородную толщину во всех проекциях, одинаково хорошо защищая танк со всех сторон.
2. Советская идея о танках с низким габаритом по-прежнему актуальна. Чем ниже габарит танка, тем легче ему работать на передовой. Танки с высоким габаритом являются легкой мишенью.
3. Главное, чего не должен иметь танк будущего — это экипажа. Отказ от экипажа в пользу дистанционного управления боевой машиной позволит полностью пересмотреть габариты боевой машины.
4. Управлять танком дистанционно могут два человека. Танк будущего должен иметь несколько независимых друг от друга каналов связи с экипажем, таким образом, чтобы невозможно было одновременно погасить все каналы коммуникации.
Новости партнеров
5. Отсутствие экипажа позволит пересмотреть все внутреннее пространство танка, более рационально расположив узлы и агрегаты боевой машины, и максимально защитить критические из них: мотор, коробка, боекомплект, система управления.
6. Танк будущего может иметь два типа вооружений для разных задач: танк прорыва, с 152мм пушкой, стреляющей снарядами, ракетами и беспилотниками, и танк поддержки, имеющий большое количество стволов малого калибра, минометы, ракеты.
7. Принципиально важной чертой танка будущего будет наличие собственного интеллекта. Виртуальный танкист помощник ИИ сможет подсказывать экипажу состояние боевой машины, окружение, угрозы, сможет самостоятельно вести управляемые ракеты и обнаруживать баллистические и динамические цели.
8. Танк будущего должен быть легче классических боевых машин весом 50-60 тонн, и заметно быстрее. Над таким танком на постоянной основе должен висеть собственный коптер, следующий за боевой машиной, и предупреждающий экипаж об угрозах, через ИИ.
Именно за такими танками будущее на поле боя:
— беспилотный;
— композитный;
— имеющий круговой обзор и ИИ-помощник;
— мощно вооруженный;
— защищенный во всех проекциях одинаково хорошо, низкопрофильный, быстрый, достаточно легкий.
Страна, чья танковая промышленность первой сможет создать такую машину (две машины: прорыва и поддержки) получит преимущества на поле боя на ближайшие 25 лет. Эти танки будут пользоваться огромным спросом на мировом рынке.
Вопрос в том, что же делать сейчас, пока такой машины нет? Сделать два первых шага к ее созданию: оснастить Т90М и Армату беспилотной системой и создать ИИ-помощник, способный помогать экипажу.
Новости партнеров
Автор — военный волонтер, публицист, политолог. Автор и ведущий проекта «Достоевский клуб»