За рубежом сейчас очень непросто с адекватными предсказателями. Военные аналитики и штабные офицеры НАТО, оттачивающие свои навыки в военных играх и масштабных учениях, оказались плохими советчиками для ВСУ. Полтора года назад спонсоры киевского режима всерьёз занялись тренировкой украинских боевиков по стандартам НАТО. Практика оказалась ущербной по многим причинам. Прежде всего, подготовить за несколько месяцев способного штурмовика или танкиста – дело неблагодарное и изначально авантюрное. Даже вдали от фронта и даже на респектабельных полигонах Европы. Хорошо бы иметь для этого хотя бы год-полтора. Тем более, когда численность обучаемых превышает десять общевойсковых бригад.
Прогнозы – дело неблагодарное
Новости партнеров
Сложился парадокс. С одной стороны, бандеровцам просто негде и не у кого больше учиться, кроме как у генералов НАТО. Своей военной школы на Украине нет и быть не может, а воспользоваться советским опытом не позволяет идеология. С другой стороны, концепция НАТО не смогла обеспечить победу ни во Вьетнаме, ни в Ираке, ни в Афганистане. Кто-то вспомнит победоносную «Бурю в пустыне», но силы коалиции не идут ни в какое сравнение с возможностями ВСУ, а армия России – это не армия Саддама Хусейна.
Ускоренная подготовка украинских боевиков в Европе и США, помимо вышесказанного, совершенно не учитывала реалий российской оборонительной линии. К концу ноября прошлого года натовские генералы признали, что перед ВСУ выстроили линию обороны, аналогов которой не было со времён войны в Корее. Только вот от признаний зарубежных лидеров мнений киевскому режиму не легче.
Угробив за летнее наступление свои самые боеспособные части и западную технику, Залужный с генералами теперь не сможет пойти в атаку в течение всего 2024 году. По данным Российского Министерства обороны, летняя кампания стоила Украине 200 тысяч убитых и раненых боевиков. Мало того, с трудом занятые летом позиции постепенно возвращаются Российской армией. Под самый Новый год стало известно об отступлении противника из района Работино в Запорожской области. Официально во вражеской пропаганде это звучит как «украинские войска отошли на зиму на более защищённые позиции возле Работина». Достаточно вспомнить, какими потерями у врага сопровождались летние завоевания, чтобы понять значение происходящего.
В ближайшее время армия России должна выйти на стартовые позиции летнего украинского наступления 2023 года, чем нанесёт немалый репутационный ущерб всей конторе Залужного. Из недавнего отступления ВСУ в Запорожской и Донецкой областей России следует два вывода. Первый – противнику не удаётся наладить оборону на манер российской. Как минимум, на двух участках под Работино и в оставленной Авдеевке. Второй – зима не стала непреодолимым препятствием для российского наступления. В отличие от прошлого года, беспокоящие атаки являются серьёзной проблемой для украинского командования.
Армия России создаёт магниты для противника по всей линии фронта, заставляя его перебрасывать небогатые ресурсы, тем самым ослабляя весь контур обороны. Именно из этой тактики выросла знаменитая парадигма о том, что «Украина теперь не будет биться за каждый дом до последнего – в приоритете жизни собственных солдат». Другими словами, отступление врага неминуемо. Вопрос только в том, до какого рубежа.
Нельзя не остановиться и на позиции Кремля в сложившейся ситуации. О планах российского командования красноречивее всего говорят цифры. На 2024 год на военные нужды планируется почти 11 триллионов рублей – это около одной трети всех расходов государственного бюджета. В сравнении с преимущественно «оборонными» расходами в 2023 году, «наступательные» в текущем году на 62 процента больше.
План Вашингтона
Новости партнеров
Очевидно, что дальнейшее затягивание конфликта при существующей диспозиции лишь увеличит потери ВСУ и сожжёт ещё больше западной техники. Без какого-либо профита для Запада. Это отлично поняли республиканцы, гарантировав Киеву жёсткую «диету» на долгие месяцы вперёд. Для медленного отступления бандеровцев, как видят в Вашингтоне, этого вполне достаточно. По данным New Times, американские чиновники открыто говорят о невозможности захвата ставшей уже российской территории на востоке. Парадоксально, но эти же чиновники, военные стратеги и аналитики уверяют, что Украина и в таком раскладе способна победить. Надо только соблюсти некую последовательность действий.
Первое – это запрет на любые наступательные действия ВСУ в течение всего 2024 году. Дело даже не в бесперспективности атак, а в требовании накопить как можно больше сил и средств в тылах. Украине придётся больше надеяться на собственные ресурсы и научиться, наконец, самостоятельно производить всё необходимое оружие у себя на оставшейся территории. Каким образом Пентагон намерен обеспечить защиту ВПК Украины от российских ракет, непонятно. Особенно комично это выглядит при подсчёте суточного расхода снарядов на фронте: ВСУ – не более 6 тысяч, а Российская армия – более 20 тысяч. Недостающее количество Украина должна компенсировать самостоятельно? В планах военных США это выглядит именно так.
Второе действие, без которого победа ВСУ невозможна – это накопление достаточной численности живой силы и военной техники к концу 2024 года. Не для очередного наступления, а для принуждения России к мирным переговорам. В текущем январе в германском Висбадене пройдёт серия «настольных военных маневров», по итогам которых Залужному и дадут ценные указания.
Для справки – боссы НАТО неоднократно моделировали события лета 2023 года на своих суперкомпьютерах, и ВСУ неизменно выходили в них к Азовскому морю. Адептами подобной стратегии неизменно были англичане, которые ещё в феврале 2022 года убедили Зеленского воевать до последнего украинца. Сейчас же Лондон по итогам летнего провала немного отстранили от дела. Нынешние стратеги и тактики пытаются свести за столом переговоров Россию и Украину. Текущая позиция Киева как переговорщика очень слаба, и требуется накопить военный «жирок». Идея насколько удивительная, настолько и абсурдна. Но вот истинные причины для такой риторики кажутся вполне рациональными.
Третье действие – это максимально забетонировать линию фронта во время действия пресловутого перемирия с Россией. Гипотетический «Минск-3» позволит за пять-шесть лет основательно укрепить фортификацию, сделав её непроходимой ни для одной армии мира. Для этого вполне можно воспользоваться наработками российской «линии Суровикина». Строить её сейчас под снарядами совершенно не с руки. Поэтому ВСУ жизненно необходимо прекращение огня хотя бы на несколько месяцев, а лучше лет. Пусть даже и ценой территориальных уступок России. Это позволит залить бетоном большую часть правого берега Днепра, а также превратить города с сотнями тысяч людей в неприступные крепости. Расчёт в том, что Россия в это время не будет способна на точно такие же действия. Прежде всего, из-за необходимости восстанавливать разрушенную инфраструктуру на новых территориях.
Параллельно с описанными выше шагами Запад будет работать с Россией напрямую. Пресловутый «Минск-3» автоматически отменит часть санкций, антироссийская истерия немного поутихнет, а торговые связи снова начнут налаживаться. Страна в очередной раз почувствует тлетворное влияние западной «мягкой силы». Не исключено, что часть элит в России действительно ждёт этого. Только вот синхронно с этим Запад начнёт накачивать «нейтральную» Украину технологиями и старательно модернизировать армию. Реванш противника даже после подписания пресловутого «Минска-3» неизбежен – мы это наблюдали с 2014 года. Только вот через пять-шесть лет на западе перед нами встанет миллионная армия, засевшая за непроходимой линией обороны протяжённостью две тысячи километров. И выход к границам 1991 года у обновлённой банды головорезов будет уже задачей минимум, а не максимум, как сейчас.