В конце декабря 2023 года Сенат США заблокировал пакеты военной помощи Украине и Израилю, поставив на первое место внутреннюю проблему — безопасность границ. Большинство наших экспертов отнесли это на счёт усталости от Украины и разочарования в действиях Киева. И это имеет место быть.
Но насколько серьёзной в действительности является для американцев ситуация на Рио-Гранде — великой реке, разделяющей Соединённые Штаты Америки и Мексиканские Соединённые Штаты? Или же это в большей степени вопрос политического противостояния между республиканцами и демократами?
Новости партнеров
Всё население США можно разделить на семь больших этно-расовых групп: белые англоязычные, белые испаноязычные или латинос, афроамериканцы, азиаты, аборигены Америки и Аляски — индейцы и алеуты, аборигены Гавайев и других тихоокеанских островов, а также смешанные, то есть соотносящие себя с двумя и более группами.
Белые англоязычные всегда были крупнейшей по численности группой и фактически выступали государствообразующей общностью США. Второй по значению общиной мы привыкли считать афроамериканцев. Однако новейшая история внесла свои коррективы в привычную палитру этнического состава США. В XXI веке на второе место по численности там уверенно вышла группа латинос или, как их чаще называют в Северной Америке, «хиспаник».
Главной причиной такого опережающего роста является миграция из Латинской Америки, обеспечивающей приток переселенцев. Это движение с юга открыло с конца ХХ века новую эпоху в истории заселения Североамериканского континента.
Если же проанализировать национальный состав всех проживающих в США иммигрантов, то среди стран-доноров безоговорочным лидером является Мексика. На неё приходится около 11 миллионов человек или четверть всех, кто рождён за границей. Число испаноязычных американцев пополняют также Пуэрто-Рико, Сальвадор, Куба, Гватемала, Доминиканская Республика. Таким образом, доля латинос в населении США постоянно растёт благодаря высокому миграционному дебету.
Однако иммиграция — не единственный фактор, ведущий к опережающему росту общины «латинос» в США. У выходцев из Латинской Америки самая высокая рождаемость. Если подобные тенденции сохранятся и дальше, то к середине века латинос станут самой многочисленной группой среди американской молодежи. А к концу века — среди всего населения США.
На первый взгляд, ситуация кажется очень похожей на ту, что наблюдается в Великобритании, Нидерландах или Франции: приезжают «чужаки» и вытесняют коренное население. Однако этнокультурная метаморфоза в США принципиально отличается от европейской. Дело в том, что испаноязычные граждане там не совсем «чужие». По меньшей мере, не более «чужие», чем англоязычные белые, а в некотором смысле и менее. Можно абсолютно точно утверждать, что на обширных территориях США испанская речь зазвучала раньше, чем английская.
В XVI веке, когда британские колонисты ещё не высадились в Америке, испанские поселенцы уже активно осваивали земли нового континента. Так, город Сан-Аугустин во Флориде был основан ими в 1565 году — за 55 лет до прибытия «отцов-основателей» будущих Соединённых Штатов Америки. Задолго до английской колонизации появились города Пенсакола во Флориде (1696), Сан-Антонио в Техасе (1718), Сан-Франциско (1776) и Лос-Анджелес (1780) в Калифорнии.
Новости партнеров
Согласно Парижскому мирному договору 1763 года границей между владениями Испании и Великобритании стала река Миссисипи. Все земли, лежащие к западу от неё, а также южнее 31-й параллели (а это составляет ни много ни мало примерно две трети территории нынешних США!), признавались принадлежащими испанской короне. Однако за последующие сто лет этот рубеж претерпел существенные изменения.
В 1819 году генерал Джексон, будущий президент США, вторгся на территорию Флориды и захватил несколько испанских фортов под предлогом того, что испанцы укрывают мятежных аборигенов. В результате испанцам пришлось уступить Флориду американским властям.
При этом США гарантировали Испании, что не будут претендовать на территорию Техаса и земли южнее 42-й параллели к западу от истока реки Арканзас. Однако, как это не раз бывало в истории и как происходит сейчас, американские гарантии оказались ничего не значащими и являлись банальным обманом.
Через некоторое время испанские колонии обрели независимость, и на территории владений Мадрида в Северной и Центральной Америке возникло новое государство — Мексика. Первоначально США признали преемственность договоров с испанской короной, стороной которых теперь выступала Мексика. Однако постепенно начался захват Техаса англоговорящими американскими колонистами-рабовладельцами. Когда же Мексика решила закрыть границу и вдобавок обязала техасских колонистов отпустить на свободу 5 тысяч черных невольников, разразилась американо-мексиканская война. Результатом этого столкновения стала утрата Мексикой по договору от 2 февраля 1848 года своих территорий — нынешних американских штатов: Техаса, Калифорнии, Невады, Юты, Аризоны, Нью-Мексико, частей Колорадо и Вайоминга общей площадью более 1,5 млн кв. км.
Все эти события, приведшие к потере Мексикой северных земель, остались чёрным пятном в исторической памяти мексиканцев, а самые выдающиеся участники войн с американцами стали героями в мексиканском национальном пантеоне.
Эта же память служит катализатором время от времени оживляющихся планов возрождения «Великого Ацтлана». «Великий Ацтлан» — идея, сформулированная полвека назад, которая соединила в себе два основания для претензий современных мексиканцев на юго-западные штаты США. Согласно этой концепции, выходцы из Мексики имеют право владеть землями к западу от Миссисипи, во-первых, как потомки испанцев, юридически оформивших эту территорию в собственность путём международных договоров, и, во-вторых, как потомки ацтеков, населявших эти просторы испокон веков.
Символика великой ацтекско-мексиканской державы регулярно появляется в виде граффити в кварталах американских городов, населённых выходцами из Мексики. Хотя отделяться от США прямо сейчас они в массе своей не хотят. Зачем отделяться, если латинос и внутри США могут почувствовать себя «на своей земле»?
В настоящее время «латинос» добились такого статуса, что по мере въезда новых иммигрантов происходит не американизация приезжих, а фактическая латинизация целых муниципалитетов и штатов. Несмотря на все попытки сохранить монополию английского языка, о важности которой писал ещё Хантингтон в книге «Кто мы?», в США уже давно и активно применяется испанский. Техас, Невада и Нью-Мексико являются билингвальными штатами: в официальных постановлениях, на административных сайтах, в большинстве вывесок и названий используются как английский, так и испанский языки. В Калифорнии, Флориде и Аризоне официальным является только английский, но фактически и там не редкость дублирование официального контента на испанском.
Новости партнеров
2023 год в США был отмечен знаковым событием — белая англоязычная община, составляющая этнический костяк страны, впервые в её истории утратила важное демографическое преимущество. Доля детей, рождённых в семьях, которые относят себя к белой расе и пользуются преимущественно английским языком, после долгого снижения пробила символическое «дно» в 50%.
Когда-то американцы захватывали Техас путём нелегальной миграции через границу. А теперь то же самое делают латинос. Не позже 2050 года в целом ряде штатов США, таких как Техас, Аризона, Нью-Мексико, Калифорния, и даже во Флориде и Неваде, — латинос станут этническим большинством и получат возможность диктовать условия. В свете этого прогноза не таким уж и невероятным выглядит сценарий, предрекающий раскол США и отделение от них испаноязычного Юго-Запада.
Автор — директор Института международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ