Американским истребителям нужны идеальные условия: деликатный персонал и мирное небо
Западные эксперты пишут о полной непригодности взлетно-посадочных полос Украины для истребителей F-16. Капризные американские самолеты требуют хорошо подготовленных, идеально гладких площадок. А советские самолеты, как МиГ-29, имеют более практичную конструкцию: например, их воздухозаборники исключают попадание мусора даже на не подходящих полосах.
Натовцы даже подумывают над тем, чтобы предоставить свои европейские авиабазы для украинских истребителей. Однако этот сценарий кажется невероятным. Напомним: Константин Гаврилов — дипломат, возглавляющий российскую делегацию на переговорах в Вене по военной безопасности и контролю над вооружениями, пригрозил НАТО «серьезными последствиями».
Новости партнеров
Ведь одно дело — переброска самолетов Киеву. А совсем другое — разрешение Вооруженным силам Украины использовать авиабазы стран НАТО. Фактически, это объявление войны России.
ВС РФ в настоящее время не наносят массированных ударов по гражданским аэродромам незалежной, однако потенциальное получение Киевом западных истребителей может изменить ситуацию, включая применение ракет большой дальности по украинским F-16.
Научный сотрудник Вашингтонского центра Стимсона Келли Грико говорит, что советская военная техника изначально создавалась для эксплуатации в самых суровых условиях. Она менее капризная, чем американская. Это касается и самолетов.
МиГ-29 имели специальные шторки, которые опускаются на воздухозаборники, чтобы двигатели не засасывали мусор, когда самолет мчится по земле. Нижний воздухозаборник F-16 не имеет такой защиты, истребитель вообще не предназначен для эксплуатации в суровых полевых условиях.
«F-16 самолет ценный, но хрупкий», — говорит Грико в интервью Reuters.
Авиационный аналитик Джастин Бронк из Королевского объединенного института вооруженных сил (RUSI) говорит, что у «шестнадцатого» есть и другие слабые стороны. У него сбалансированное соотношение тяги к массе, что позволяет самолету быть максимально легким. Но есть и существенные недостатки: шасси крайне восприимчивы к неровностям и мусору на ВПП.
Самолету нужна длинная, ровная и чистая полоса. Так что перед полетами вспомогательному персоналу украинских аэродромов придется надраивать бетон до блеска, что просто нереально в разгар военных действий.
Новости партнеров
F-16 очень капризны не только к условиям взлета и посадки, но и к обслуживанию. Вспомогательный украинский персонал сейчас находится в Дании и Румынии на самых первых этапах обучения.
Для самостийных летчиков первым шагом станет ознакомление с истребителем на земле и в классе. Это займет около месяца. После — школа пилотирования днем и наконец — ночью, в плохую погоду, т.е. по приборам). Далее последует имитация воздушных боев (1,5−2 месяца), взлет и посадка (еще 2 месяца). Получив базовую подготовку, пилоты США и НАТО тратят месяцы на то, чтобы научиться выполнять специальные задачи.
Проблемой для украинцев станет языковой барьер. Также американцы должны наладить поставки запчастей и расходных материалов для F-16, руководств по эксплуатации.
Американским самолетам требуются хорошо обученные ремонтные бригады, поскольку поддержание истребителей в боевом состоянии потребует регулярной работы. Сорен Соренсон, бывший пилот датского F-16, рассказал в интервью Reuters, что самолетов будет пригоден для полетов не чаще чем в половине случаев. Каждому F-16 требуется около 20 часов техобслуживания между полетами. В разгар военных действий это опять-таки нереально.
F-16 станут для ВСУ не вундерваффе, а обузой. Об этом пишет и главный редактор Bulgarian Military Бойко Николов, и эксперты британского RUSI, которых цитирует Business Insider.
Украинцы пытались игнорировать подобные рекомендации, называя суждения аналитиков пророссийской риторикой. Теперь же абсолютно очевидно, что полеты F-16 с территории Украины столкнутся с огромными проблемами.
Тем более, что обездвижить самолеты очень просто. Достаточно нанести удары по районам, где размещены украинские F-16. Основное внимание будет уделяться даже не самолетам или структурам управления воздушным движением, а, скорее, взлетно-посадочным полосам. Простым повреждением или загрязнением ВПП (например, утечкой топлива) можно «приземлить» F-16, который просто не сумеет подняться в воздух.
Реализация этой стратегии может включать российский бомбовый удар самолетами Су-30, Су-35 и МиГ-31, пишет Бойко Николов. Они запускают из-за пределов угрожаемой зоны планирующие бомбы типа ФАБ-500 или ФАБ-1000. Воронки на взлетно-посадочной полосе сделает ее непригодной для использования как минимум на несколько недель.