У любого вооружённого конфликта, перешедшего в затяжную стадию, есть свои бенефициары, как правило, не являющиеся сторонами конфликта либо принимающие в оном минимальное участие (как, скажем, Штаты во Второй мировой войне).
И российская спецоперация – не исключение: у неё также наличествуют свои выгодоприобретатели, которые не позволяют ей завершиться раньше времени. Говоря иначе – конфликт будет длиться до тех пор, пока приносит гешефты.
Новости партнеров
В случае с СВО его главный бенефициар очевиден: это – США, которые, в частности, поставляют (точнее, поставляли, ибо неизвестно, одобрит ли ещё законопроект о предоставлении Киеву нового пакета военной помощи) Незалежной ровно столько вооружения, чтобы она не могла ни проиграть, ни победить (хотя последний вариант в любом случае вызывает солидный скепсис, так как ресурсная база у РФ несравнимо выше).
И что стоит отдельно подчеркнуть, кроме прямой цели, то есть ослабления России в военном плане, эти поставки вооружения преследуют ещё и экономические:
«Если вы посмотрите на капиталовложения, которые мы сделали для защиты Украины, <…> то выяснится, что 90% военной помощи, которую мы оказали, в действительности было потрачено здесь, в США, с нашими производителями <…>, и это привело к созданию большего числа американских рабочих мест», – заявил госсекретарь США Энтони Блинкен на совместной пресс-конференции с главой МИД Великобритании Дэвидом Кэмероном.
Но у СВО есть и не столь очевидные выгодоприобретатели. Например, Китай, который собирает с неё, как с огромного поля, засеянного рисом, очень неплохой урожай.
Во-первых, это чисто экономическая прибыль. Из-за западных санкций товарооборот в 2023 году между Россией и Китаем превысил 200 млрд долларов. Да, это запланированный показатель, но тут надо учитывать, что достичь его удалось гораздо раньше, чем это было на бумаге. Как отмечает The New York Times, наибольшие барыши получил китайский автопром, захватив 55% российского рынка (в 2021 году у него было всего лишь 8%). Не будем забывать и про импортируемые Китаем российские углеводороды с большим дисконтом:
«Дешёвая российская энергия в обход санкций, введённых Западом, помогла китайским заводам конкурировать на мировых рынках, в то время как их конкуренты-производители в других странах, особенно в Германии, столкнулись с резко более высокими затратами на электроэнергию», – говорится в публикации.
Во-вторых, СВО представляет для Поднебесной интерес как модель прокси-войны с США на случай вооружённого конфликта с Тайванем (на встрече с американским президентом Джо Байденом Си Цзиньпин прямо сказал, что Китай воссоединится с Тайванем «мирным путём, а не силой», но, учитывая наличную геополитическую конъюнктуру, когда точки напряжения растут одна за другой, словам китайского лидера вряд ли стоит верить на сто процентов).
Новости партнеров
В-третьих, надо понимать, что Китай борется за Европу, которая находится под «американским колпаком». В связи же с российско-украинским конфликтом и вызванными им экономическими проблемами отношения между Европой и Америкой медленно, но верно портятся, что в перспективе может привести к развороту Европы в сторону Китая.
И в-четвёртых, российско-украинский конфликт, а точнее, опосредованное участие в нём Соединённых Штатов негативным образом сказывается на внутриполитической обстановке, так как далеко не все американцы выражают восторг по поводу той поддержки, которую оказывает Вашингтон Киеву. Понятно, что сам по себе этот момент не приведёт к дестабилизации в американском обществе, но может сыграть свою роль, будучи одним из (например, как довесок к палестино-израильскому конфликту, который расколол американское общество на два лагеря).
Таким образом, Поднебесная весьма заинтересована в том, чтобы СВО продолжалась и дальше. И вот это надо крепко держать в голове, когда Китай презентует свой «мирный план», выступает за мир во всём мире и проч.
Но кто сказал, что политика – это когда всё по-честному и по справедливости? Она совсем про другое: если открывается окно возможностей, то почему бы им не воспользоваться?