Поиск статьи

ГлавноеАналитикаУкраинцы – те же мы, только соблазненные

Украинцы – те же мы, только соблазненные

Опубликовано

За всеми спорами-разговорами последних двух лет, мнениями и суждениями, размышлениями над чаемыми итогами СВО и во внутренней жизни, и во внешней политике, неизбежно встает вопрос: а как нам быть и жить дальше с бывшими украинцами (и им с нами)? От него не отмахнуться и не заболтать, не свести к простым решениям типа «никаких украинцев не существует», или «это лишь минутное помрачение», или «теперь уже мы точно враги навеки».

Ни одно из этих изречений не подходит. Александр Ходаковский, боевой командир и один из самых пронзительных публицистов нашего времени, повторил не раз и не два, что вся трагедия в том, что «русские убивают русских». Таков и был омерзительный замысел реального врага. Этого он вожделел – и именно этому мы призваны положить конец с оружием в руках.

Новости партнеров

Но как бы тяжело ни складывалась ситуация, остается надежда. Русские с украинцами слишком долго жили вместе, выстраивали страну, создавали семьи, стояли бок о бок в двух мировых войнах, чтоб их мог разделить в одночасье даже самый жесткий конфликт. Очень многие из нас в своей родовой истории не умеют распутать северные и южные русские линии. У очень многих близкие родственники оказались разделены линией фронта, и это касается не только дончан и других жителей новых регионов, но и москвичей, питерцев, самарцев, уральцев, сибиряков, да кого ни возьми – и в России, и на Украине. Часто разделение это чисто географическое, оно даже не всегда коррелируется с политическими симпатиями. Да что там говорить – у множества ключевых фигур нынешнего украинского режима, зарекомендовавших себя оголтелыми русофобами, вполне себе русские фамилии и «домашний» язык у них тоже русский.

Противник наш – и в этом сходятся почти все наблюдатели – мотивирован, особенно был мотивирован в начале СВО. И главное – им движет реально взращенная ненависть к России и русским, которая порой становится ненавистью к самим себе, к своим собственным корням. Бандеровская идеология, национализм, часто переходящий в нацизм – не только политические конструкции и инструменты пропаганды, но и повседневная реальность украинского марионеточного государства.

Пропагандистская машина Запада работала все эти 30 лет с успехом. Несколько поколений удалось «выкупить» на элементарные плюшки, воплотившиеся в печеньках госпожи Нуланд: либеральные лозунги, видимость экономических бонусов, «европейский уровень жизни». Но грубая пропаганда вряд ли имела бы такой успех, если бы не была подкреплена совершенно перевранной историей в традициях заостренно-антирусского национализма, взращенного еще спецслужбами Австро-Венгерской империи, продолженного петлюровскими и бандеровскими агитаторами и «исследователями» из круга украинской эмиграции.

Смесь из провинциальной гордыни («окраина» Европы и «окраина» России захотела быть центром всего и вся) и легитимизированной возможности обвинять во всех бедах Москву отравила умы и сердца миллионов людей, сделав их удобнейшим инструментом для кукловодов.

И тут еще одна сложнейшая проблема в нынешней ситуации. По своим корням украинское население далеко не однородно. У жителей западноукраинских, крепко хранящих крестьянские традиции областей, присоединенных к СССР только накануне Великой Отечественной войны, совершенно другая история и другой менталитет, нежели у жителей Малороссии и Новороссии. При этом за годы советской власти и незалежности выходцы из Галиции, Волыни, Буковины, Подолии и др. расселились по всей стране от Запорожья до Киева и Чернигова, жили, работали, учились бок о бок с великороссами и малороссами и, разумеется, транслировали свой взгляд на историю и образ страны. Так западноукраинская самоидентификация, укоренившаяся у части населения, стала удобренной почвой для западной и ультранационалистической пропаганды ненависти.

При этом у русских к украинцам никакой этнической ненависти нет. Ее удивительным образом почти нет даже на линии фронта. Вот свидетельство писателя Андрея Лисьева, автора книги фронтовой прозы «Не прощаемся»:

«Среди наших я ни разу не сталкивался, чтобы кто-то говорил о мести. Даже в случае с изуродованными пленными. Почему-то это не играет роли. Меня это немножко корежит. У тебя друг рядом погиб, а в тебе нет мотива мести. И второй момент – это отношение к пленным. Когда боевой угар остывает, противник пленен – все, он почти свой. Ты отвоевался, поздравляю, ты больше не противник. И нет ненависти. Они сразу расслабляются, понимают, что все, их уже не прикончат».

Новости партнеров

То же самое ощущение «больше не противник» характерно и для мирных жителей. Как только русские приходили на освобожденные территории, с большинства местного населения украинская пропаганда спадала относительно быстро как пелена. Но это, конечно, Восток, Новороссия. Чем западнее, тем должно быть тяжелее.

Командир батальона «Восток» Ходаковский, размышляя о будущем после нашей победы, говорил: «Можно предположить, что совсем нелояльные предпочтут покинуть территории, которые мы освободим, а оставшимся мы можем предложить любую формулу, и они ее примут. Но их ментальность от нашей уже слишком отличается – придется учитывать».

На самом деле не столько пропагандистскую, сколько интеллектуальную, образовательную, идейно-воспитательную работу с украинским населением следует начинать уже сейчас. Она может строиться на трех принципиальных элементах.

Первый – разоблачение откровенной лжи националистического исторического мифа, но только без шельмования и броских эпитетов, на очевидных и элементарных примерах, используя элементы, заложенные в национальной памяти. То есть переформатирование исторического образования и сознания.

Второй – развенчание представления о Западе как некоем подобии земного рая. То есть переформатирование политического образования и ценностной ориентации.

Третий и, наверное, самый главный – осознание и обоснование объединяющей идеи, утверждающей неотменяемую общность наших исторических судеб в границах большой русской цивилизации. Понимание, что вместе – мы сила и большая культура, важный голос в многоголосии человечества, а оторванные от нас – они всего лишь орудие в руках давних врагов и недоброжелателей.

Разумеется, неизбежно встанет вопрос и о языке. Люди, которые дома говорят по-украински, должны иметь возможность давать своим детям украиноязычное образование. А дальше перед нами есть очень удачный пример Крыма, где официальными считаются три языка – русский, украинский и крымско-татарский. Но в большинстве случаев говорят, читают и пишут по-русски. Пытаться подавить или ограничить живой язык – самая вредная и бессмысленная политика, которую только можно придумать. История современного украинского государства тому ярчайший пример.

Если нам удастся удержаться от крайностей, проявить твердость, терпимость и мудрость, то не пройдет и поколения, как нынешнее состояние большей части украинского населения покажется нам страшным сном. Точно таким же страшным сном, каким еще 20 лет назад казалась линия русско-украинского фронта.

Новости партнеров

Соблазн, навеянный врагом, схлынет, как будто его и не было.

vz.ru



Алексей Живов. Что провернули США на Украине

Тот, кто читал «Исповедь экономического убийцы», хорошо понимает схему глобального распильного капитализма США. Украина вслед за многими странами мира, стала прокладкой для прокачки Американских денег...

Снимут ли США санкции с «Северных потоков»

Циркулирующая с утра тема возможного снятия санкций с российских энергетических активов, включая «Северный поток», на первый взгляд, вызывает недоумение с учетом интересов США в...

«Сдаётся мне, джентльмены, это была… комедия». Об итогах переговоров, которых не было

Директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин поговорил по телефону с главой ЦРУ Джоном Рэтклиффом. «У нас состоялся телефонный разговор с коллегой, с директором Центрального разведывательного...

Читайте также

«Сдаётся мне, джентльмены, это была… комедия». Об итогах переговоров, которых не было

Директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин поговорил по телефону с главой ЦРУ Джоном Рэтклиффом. «У...

Путин подписал закон о новых основаниях признания иноагентами

Президент Владимир Путин утвердил поправки, позволяющие признавать иноагентами лиц за содействие противникам России. Как передает...

Умер Зураб Церетели

Один из самых известных российских художников и скульпторов Зураб Церетели скончался в возрасте 91...