В отличие от конца прошлого – начала текущего года, отмеченных очень оптимистическими ожиданиями Киева касательно дальнейшего хода конфликта (долгожданные поставки немецких «Леопардов» и надежды на триумфальное контрнаступление), следующий год представляется для Незалежной, мягко говоря, не в слишком радужном свете.
Так, президент Чехии Петр Павел, являющийся верным союзником Украины, в интервью Seznam Zpravy заявил: «Нам предстоит многое сделать, потому что развитие конфликта на Украине показывает, что в следующем году мы, скорее всего, увидим значительные сдвиги. И пока что всё указывает на то, что это будет не в лучшем смысле этого слова, как нам хотелось бы. Возникнет новая ситуация, с которой нам придётся иметь дело».
Новости партнеров
При этом он также отметил, что Россия не пойдёт на переговоры до президентских выборов в США (вполне справедливое утверждение, несмотря на противоположную официальную позицию Кремля), так как Владимир Путин ставит на победу Дональда Трампа (что тоже вполне вероятно), которая может серьёзно изменить текущую конъюнктуру в пользу России, потому что «с ним можно будет поладить независимо от того, что думает Украина или остальная Европа».
И говоря о «значительных сдвигах», чешский президент ни грамма не преувеличивает. Даже преуменьшает масштабы бедствия (для Украины, разумеется), что подтверждается информацией, поступающей из самой Незалежной. Например, нардеп Александра Устинова в эфире телемарафона заявила о переходе Украины к оборонительной тактике в следующем году: «Если не будет оружия, мы уже готовимся – строим фортификационные укрепления, три линии. Понимая, что, возможно, зимой нам придётся переходить к защитной войне, а не идти в нападение, как было до этого».
А генерал Тарнавский, командующий на участке юго-востока, в свою очередь признал, что ВСУ даже сворачивает часть своих операций: «Те объёмы, которые мы имеем сегодня, нам сегодня недостаточны, учитывая наши потребности. Итак, мы перераспределяем их. Мы перепланируем задачи, которые перед собой поставили, и уменьшаем их, потому что нам нужно их предусмотреть», – разоткровенничался он в интервью Reuters.
То есть ни о каких наступательных действиях речи уже не идёт. Украина переходит в глухую защиту с не очень ясными перспективами: тут всё будет зависеть от: а) нового пакета военной помощи США (его согласование перенесено на январь 2024 года); б) поддержки Евросоюза (долгосрочные финансовые транши в 50 и 20 млрд евро покамест подвисли в воздухе, а что касается вооружения, то будет крайне интересно посмотреть, как его будут наскребать с полупустых складов).
Но в любом случае объёмы поставок не сравнятся с теми, что были год назад. Следовательно, положение Украины на поле боя будет только ухудшаться (а если это помножить на рост недовольства внутри страны, которое гипотетически может вообще вылиться в политический кризис, то получается и вовсе гремучая смесь). Поэтому уже сейчас некоторые эксперты полагают, что Западу следует начать неофициальные переговоры с Россией с целью построения «нового мира в Европе». В частности, подобное мнение высказал завкафедрой Школы международного обучения в Братлборо (штат Вермонт) Брюс Дейтон в своей колонке в The Hill.
Таким образом, перспектива мирных переговоров (или «заморозки конфликта») становится всё более и более вероятной (если такое предложение поступит со стороны Киева, понятное дело, с учётом «новых геополитических реалий» и фиксации внеблокового статуса Украины, то Москве уже не с руки будет отказывать ему).
Но, такое чувство, этот вариант Владимир Зеленский даже не рассматривает: «Вопрос переговоров с Россией сейчас неактуален», – заявил Зеленский в ходе недавней пресс-конференции. Правда, к этому он добавил, что сейчас прорабатывается единая позиция по «формуле мира», и как только она будет сформулирована, её передадут России, но очевидно, что такой вариант неприемлем для РФ.
Новости партнеров
И что в таком случае остаётся делать Украине?
Верно: объявить о своей победе. Как пишет The Financial Times, сейчас даже среди «самых ярых» западных сторонников Украины начинает циркулировать мнение о необходимости «смириться с замороженным конфликтом и объявить о победе».
«Мы должны перевернуть представление и сказать, что Путин потерпел неудачу», – приводит газета слова одного из бывших высокопоставленных американских чиновников. Столь нестандартный подход аргументируется тем, что РФ добилась «гораздо худших результатов», чем ожидалось («Киев за три дня»), а Украина смогла отбить наступление на столицу, сохранила выход к Чёрному морю, а также получила зелёный свет на начало переговоров о вступлении в ЕС.
К этому можно ещё прибавить, что Незалежная сохранила свою государственность, а Финляндия (не будем забывать, что Россия воюет со всем Западом) вступила в НАТО, тем самым увеличив протяжённость границ Североатлантического альянса с РФ.
И справедливости ради стоит сказать, что ни с одним из этих тезисов не поспоришь. А то, что часть территорий осталась за Россией (при условии, конечно, что Украине удастся удержать оборону), – ну этим можно и пренебречь. Как и тем, что ресурсная база – а конфликт перешёл в стадию так называемой «затяжной войны» на истощение – у России несравнимо выше, в том числе и в плане живой силы.
Так что, ждём в 2024-м объявление об «украинской победе»?