ГлавноеАналитикаВладислав Шурыгин: Пора переходить к двухгодичному сроку военной службы

Владислав Шурыгин: Пора переходить к двухгодичному сроку военной службы

Опубликовано

Сегодня началась дискуссия о том нужно, или не нужно увеличить срок срочной службы до двух лет.

Выскажу своё мнение.

Новости партнеров

Сколько бы мы не улучшали, не углубляли и не совершенствовали программу подготовки солдата в течение года, к сожалению, получить на выходе хорошо подготовленного специалиста не получается. Год службы не дает подготовленного солдата. Все истории, которыми кормили общество о том, что «интенсификация» боевой подготовки способна уложить два года подготовки в год это обычное враньё! Помню эти времена и приказы из Министерства обороны – в связи с переходом на годичный срок службы увеличить в пять раз интенсивность боевой подготовки и настрел! Но чтобы в пять раз больше стрелять из танка надо на полигоне в пять раз больше директрис проложить, в пять раз больше учебных танков выставить. В пять раз увеличить расход боеприпасов. И что? Да просто врать начали – выполнили! Стреляем в пять раз больше! Так на армию наваливалось враньё, с которым до сих пор не можем справиться!

В реале, минимум, 2 месяца уходит на адаптацию молодого человека к условиям воинской службы и первичное обучение – то, что раньше называлось КМБ – курсом молодого бойца, в ходе которого задача сделать из выпускника гражданской жизни настоящего военнослужащего. Молодой боец должен освоить основы дисциплины, теоретические знания о роли и задачах армии, основы военного рукопашного боя, а также тренировку с оружием. Еще, не менее шести месяцев уходит на получение военной специальности. И, в лучшем случае, 4 месяца ему остаётся на службу в линейных частях, где он должен обучиться тактике и стать полноценным бойцом. В реале, по итогу года службы, мы получаем военнослужащего, который освоил военную специальность, но при этом слабо обучен действиям в составе подразделения, не знает тактики, не участвовал в учениях. Фактически, не имеет основных навыков военнослужащего, которые и позволяют, в случае мобилизации, быстро сформировать боеспособные части резерва.

Для дообучения таких «полуфабрикатов» потребуется ещё не менее пяти – семи месяцев. И, если в условиях мирного времени 2000-х, когда угроза большой войны была мало проявлена, такой уровень подготовки мобилизационного резерва считался удовлетворительным, то сегодня, когда, идёт тяжелейшая война на Украине и мы, фактически, стоим на пороге большой европейской войны, такой подход к формированию мобилизационного резерва нельзя считать приемлемым. Недостаточный уровень подготовки солдат за время срочной службы это потеря драгоценного времени на подготовку резервов и лишние потери в период войны.
Но это не всё.

В связи с тем, что число противников и направлений, откуда они нам угрожают, сейчас стало намного больше, включая, например, Финляндию, роль и место частей и соединений, где несут службу солдаты «срочники» кардинально изменилось. Это больше не «военные школы», а боевые части, чья задача прикрывать государственную границу, и, в случае опасности, вступить в бой. И тут мы снова сталкиваемся с проблемой недостаточной обученности наших «срочников». При существующей «годичной» системе, мы, фактически, не имеем полноценно боеготовых частей и соединений т.к. их подразделения, укомплектованные «срочниками», либо, находятся в процессе обучения молодого пополнения, либо уже готовятся к их увольнению.

Да, конечно, и в этих частях служат «контрактники», но в любом случае, получается, что при комплектованиями 50% на 50%, такие части будут ограниченно боеспособны. Позволить себе сегодня такое мы не можем! Поясню на примере. Берём танковую роту. Все члены экипажа танка – механики, наводчики орудий, командиры танков, после 2 месяцев КМБ, должны пройти шестимесячный курс обучения в «учебке», после чего экипаж приходит в линейное подразделение, где проходит слаживание в составе взвода, роты, батальона. На это им остаётся, в лучшем случае, четыре месяца, за которые будут сформированы лишь начальные навыки, после чего их уже необходимо увольнять и принимать молодых солдат. То есть, части постоянной готовности каждые полгода наполовину не боеготовы!

И все это отлично знают, от ротного, у которого, кроме взводных постоянного состава в роте нет, до командования частей и соединений, где эта непрерывная «текучка» личного состава проблема проблем. Но все почему-то молчат. Потому как «немодная» тема. В преддверии президентских выборов очень даже вредная. Зачем, мол, раздражать избирателей? А то, что потом мы будем за это платить кровью, так это потом! И вообще, авось, как-то само рассосётся…

Но проблема будет только углубляться.

Новости партнеров

Нам нужно больше «срочников»! Идёт воссоздание пограничных войск, а там без «срочников» никак! Должны быть сформированы пограничные отряды – фактически, полки. В каждом должны быть мотоманевренные группы – мотострелковой батальон на бронетранспортерах с минометной батареей. Туда нужны беспилотники, средства разведки. Набирать ещё десятки тысяч «контрактников» туда просто не реально!

Где же взять «срочников»?

Пора наводить прядок и с высшим образованием. Сегодня число всяких частных ВУЗов, дающих отсрочки от армии огромно, причём качество обучения в них не выдерживает критики. Фактически, мы мировой лидер по проценту студентов ВУЗов среди молодёжи. Но давайте проверим, а сколько же выпускников этих ВУЗоы пошли работать по специальности. И выяснится, что считанные проценты! Так нужно ли нам такое массовое высшее образование?

Поэтому оптимальный выход – переход к двухгодичному сроку службы. Тогда решится проблема и с количеством призывников, а главное, с качеством подготовки мобресурса.

Осталось выяснить только одно — кто пойдёт к Президенту и доложит о реальном состоянии дел, после того как много лет докладывали, что всё хорошо и прекрасно? И это вопрос — вопросов! Что важнее, реальная ситуация, или продолжение вранья?

Автор — военный эксперт, постоянный член Изборского клуба

РАМЗАЙ





Аллергия на «Орешник»

Запад в растерянности, и это ещё слабо сказано «Война на востоке вступает в решающую фазу, мы чувствуем, что приближается неизвестность. Конфликт приобретает драматические масштабы. Последние...

Перманентная война или корейский сценарий: как может развиваться конфликт на Украине

Победа Дональда Трампа на выборах в США позволила некоторым аналитикам предположить, что военный конфликт на Украине завершится в первой половине 2025 года, вскоре после...

Армия нового типа. Ключевые шаги

Есть такая избитая уже фраза: кто владеет информацией, владеет миром. В зоне боевых действий самая важная информация - это реальный боевой опыт. Успешный опыт...

Читайте также

Запад хотел эскалации – он её получил

На удары дальнобойными ракетами вглубь международно признанной территории России Москва ответила первым в мире...

Курская дуга: Почему наши бойцы вынуждены брать в атаки соль

Вражеские СМИ начали готовить майданутое общество к печальному сообщению о гибели 17-й бригады Бойцы группировки...

Алексей Чадаев. Про бородатую женщину

Социальная энергия испокон веков есть главный двигатель больших политических процессов. Энергия борьбы угнетённых за...