1. Военно-политическое руководство Украины осознало, что война проиграна.
2. Первыми осознали, что война проиграна, украинские генералы на уровне высшего командования.
Новости партнеров
3. Зеленский осознал, что война проиграна, однако уверен, что может растянуть этот проигрыш по времени в своих собственных интересах (срубить деньжат побольше).
Аналогия с Гитлером, который тоже в декабре 1941 года под Москвой понял, что война со Сталиным проиграна, не годится. У Гитлера не было возможности съебаться на Запад, прихватив бабла по максимуму. Для Зеленского такая возможность полностью открыта. И он сам решает, когда соскакивать. Поэтому см. п.3
Коллизия простая. Украинские военные хотят сохранить себя для армии и армию для себя. Проще говоря, им надо перемотать портянки, откормиться в тылу, пополниться и довооружиться — это обычный, нормальный для любой армии способ выживания и сохранения самой себя как института.
Зеленский хочет сохранить только себя. И если для этого ему всего-то надо скормить всю украинскую армию червям — не вопрос.
Объясняю по пунктам.
1. Понимание того, что война проиграна, пришло к военно-политическому руководству Украины в конце августа. До этого момента вера в успех и скорую победу над Россией была вполне себе твёрдой.
Эта вера основывалась на следующем:
Новости партнеров
— Киев был уверен, что он именно что ОТВОЕВАЛ занятые Россией в 2022 году территории. Однако единственной территорией, которую Киев отвоевал, была территория Харьковской области (Изюмо-Лиманская конфузия осени 2022 г.) Киев, Северо-Восточную Украину и Херсонскую область русские войска покинули не в результате военных побед ВФУ, а в результате решения высшего руководства РФ. Это было сделано для планомерной перегруппировки русских сил и средств в целях навязывания Западу новых темпоральных условий на оформившемся окончательно к концу 2022 г. украинском ТВД НАТО и США;
— Киев был уверен, что обладает мощным организованным тылом на глубину аж до западного побережья Атлантики и этот тыл обеспечит необходимую матчасть для окончательной победы, а уж м’яса-то на Украине хватит.
Провал генерального летнего наступления ВФУ на Токмак и Мелитополь стал понятен натовским и украинским высшим военным уже к исходу третьих суток с начала боёв.
Весь остальной последовавший безжалостный расход людского ресурса Украины и военно-технического ресурса Запада объяснялся исключительно политической целесообразностью (как её видел Зеленский) и соображениями галимого пеара (основанного, опять-таки, на безграничной вере Зеленского в этот самый пеар).
Однако против фактов и против русского оружия не попрешь. Огромная убыль л/с в частях и соединениях ВФУ сама по себе мало что значила для киевского руководства и для командования ВФУ. Но тут засбоил «необъятный тыл» на Западе.
Блицкриг на Восточном фронте позорно провалился. И надо было переводить тыл на военные рельсы, вводить мобилизационный режим для западной экономики. А этого никто не хотел, включая Вашингтон. Снабжать Украину резаной бумагой — пожалуйста. А военные закрома — они не резиновые, надо и о себе подумать, в первую голову.
Тогда даже в Киеве стало понятно, что в весёлого победного Зеленского деньги вкладывать будут, а скучный и всё просравший Зеленский никому не нужен. И на замену ему найдётся на Украине не один пучок аналогичных клоунов.
Оставалось одно. Растянуть время военного поражения Украины на возможно больший срок. Тем более, что западное начальство эту идею восприняло нормально, для красоты обозвав её «истощением». Но все в Вашингтоне и в Брюсселе прекрасно знали, что это истощение будет у того, у кого надо истощение. Тогда же это осознал и Киев.
2. Понимание проигранной войны пришло к высшему украинскому генералитету не в ходе первых дней провального летнего наступления ВФУ. Оно пришло гораздо раньше, когда им приказали держать безнадёжный и совершенно ненужный ни в тактическом, ни в оперативном смысле Артёмовск.
Новости партнеров
Чисто военное решение — планомерный отход ВФУ из Артёмовска на хорошо подготовленные позиции западнее, обеспеченные эшелонированной обороной и водными преградами, лежало на поверхности. Тогда впервые в публичное поле вылезло «особое мнение» Залужного, который именно такое, единственно правильное решение и предлагал. Отвод сохранял для Украины силы и средства, сопоставимые с ещё одним пехотным корпусом.
Однако символическое значение «Бахмута» для внутреннего и внешнего пеара доминировало на Банковой. Когда Артёмовск пал за две недели до начала летнего наступления, перебрасывать под Орехов на направление главного удара ВФУ было уже нечего.
Затем, после провала летнего наступления, ВФУ не получили своевременного приказа на переход к стратегической обороне (этот вариант, предлагаемый, опять же группировкой Залужного, был отброшен), а взамен от Зеленского пришел приказ продолжать долбиться в условное «работино», стачивая по 20 тысяч солдат и по несколько сотен танков/БМП в месяц.
Тут уж даже высший украинский генералитет понял, что у него отняли право военных решений. Зато ответственность генералов подняли вплоть до уголовной. Ну а то, что пренебрежение законами войны, законами тактики и оперативного искусства ведет к поражению, знают даже хохловодцы. Теперь и они поняли, что война с Россией выиграна не будет по причинам, от них больше не зависящим. Приказ остался приказом и его выполняют по сей день. Но украинские генералы начали думать конкретно о себе лично, а там им уже было недалеко до мысли о более вменяемом в плане военных вопросов начальстве на Банковой.
Так на Украине оформилась военная оппозиция. На неё работает сейчас весь распиаренный имидж «военного гения Залужного» и растущая внутри Украины нелюбовь к Зеленскому и прочим «слугам народа».
3. Зеленский осознал, что война проиграна, раньше всех украинских политиков (см. переговоры в Республике Беларусь и в Турции). Но поскольку Зеленский шоумен, он не мог отказаться от предложенной ему главной роли военного вождя, ведущего славную битву с самОй Россией.
А если принять во внимание тот факт, что первым и самым главным импресарио Зеленского стал сам Путин, то Зеленского, как профессионального исполнителя комических куплетов, можно понять: такой шанс в шоубизе бывает только раз.
В шоубизе есть две аксиомы.
Пипл хавает, это раз.
Чёс прекращается только тогда, когда сборы падают ниже величины расходов на организацию и проведение чёса. Это два.
Пока украинский пипл хавает целиком пеар-тезис «Украина побеждает», Зеленский может не менять репертуар и впаривать хохлопублике свои хорошо отработанные скетчи и репризы.
Чёс также открыт для продолжения, пока брюнетистые кудри Зеленского не примелькаются, и его просто начнут бить.
Натурально, сам Зеленский накрал уже достаточно, чтобы уйти на покой и благополучно коротать свои дни на Западе в благородном амплуа долларового миллиардера. Но есть люди, которые также вложились в проект «Зеленский». И они пока не считают, что хотя бы отбили свои бабки.
Поэтому, несмотря на чёткое понимание военного проигрыша и сверхъестественное чутьё бывалого эстрадного артиста, соскочить Зеленский сейчас не может. И поэтому его клинч с военной оппозицией неизбежен.
Конечно, можно тут сыграть и фифти-фифти. Но для нас главное, чтобы Залужный остался главнокомандующим ВФУ.
Несмотря на хорошо раздутые щёки, Залужный остаётся паркетным шаркуном-аппаратчиком, который хоть и взбрыкивает, но остаётся послушным исполнителем дилетантских приказов Зеленского.
И эта связка «Зеленский-Залужный» служит гарантией неминуемого, в итоге, развала и уничтожения украинской армии её собственными усилиями.
Не надо им мешать.
Доклад закончен.
Автор — белорусский и российский военный эксперт, политилог, журналист, медиаконсультант и общественный деятель