Нетаньяху превратил страх и ужас в своих союзников
Четыре кратких дня перемирия, а потом еще как минимум два долгих месяца кровопролитных боев — так, согласно заявлению министра обороны Израиля Йоава Галанта, выглядит стратегический план его правительства в секторе Газа.
Знаменитый военный теоретик Карл фон Клаузевиц написал более двухсот лет тому назад: «Физическое насилие является средством, а целью будет навязать противнику нашу волю. Для вернейшего достижения этой цели мы должны обезоружить врага, лишить его возможности сопротивляться».
Новости партнеров
7 октября свой ход в духе подобной тактики сделало движение ХАМАС. В итоге его «победа» оказалась лишь временной и иллюзорной. Превращая сейчас сектор Газа в постапокалиптический пейзаж, Израиль добивается аналогичной цели — психологически сломить местных арабов, лишить их воли и желания сопротивляться.
Итогом тоже станет временная и иллюзорная победа, еще одно промежуточное решение в длинной череде политических промежуточных решений, которые на время «затыкают пластырем» потоки крови в Палестине.
В ходе войны классического типа современное государство, готовое не учитывать жертвы среди гражданского населения и вооруженное до зубов, находится в заведомо более выгодном положении чем политическое движение повстанческой направленности.
В момент террористических актов 7 октября Израиль полностью потерял психологическую инициативу, выглядел слабым и неуверенным. Обрушив на сектор Газа море огня и агрессивно реагируя на все призывы «прекратить кровопролитие», Израиль сумел частично переломить эту тенденцию. Сегодня психологическая инициатива на его стороне.
Правительство Нетаньяху пытается превратить (или уже превратило) страх в своего «союзника». Палестинцам посылается осознанный политический сигнал: троньте нас — и вы получите «обратку» в десятикратном или даже тысячекратном размере. Мы будем вас давить и никто вам не поможет — ни ООН, ни другие арабские государства. Мы будем вас давить вплоть до того самого момента, пока вы не запросите о пощаде.
Можно констатировать, что в краткосрочной перспективе эта тактика работает. Израиль утюжит сектор Газа, а основные государства исламского мира стоят в сторонке и выражают свое негодование преимущественно в вербальной форме. Это увеличивает мощь сигнала Израиля, придает ему сил и уверенности.
В плане психологического давления даже краткое перемирие работает на Израиль. К хорошему быстро привыкаешь. Возобновление полномасштабных боевых действий после четырехдневного перерыва будет восприниматься стороной, которую бомбят, которую уничтожают, которую утюжат, особенно болезненно.
Новости партнеров
Военная операция Израиля в Газе длится всего несколько недель. Но «календарное время» и «психологическое время» — это несколько разные категории. Если ориентироваться на «психологическое время», то может показаться, что бойня в Газе продолжается уже целую вечность. А ведь впереди, если верить министру обороны Израиля, еще целых восемь недель ожесточенных бомбардировок из всех видов оружия — и все это на территории плотной городской застройки размером в 360 квадратных километров (для сравнения: площадь Москвы — 2561 квадратный километр).
Палестинское население Газы состоит из очень мотивированных людей. Но даже у очень мотивированных людей есть свой предел выносливости. Именно на этом Израиль и строит свои расчеты.
Но есть краткосрочное планирование, а есть среднесрочное и долгосрочное. Заявленная Израилем задача максимум — полная зачистка Газы от палестинцев — является нереализуемой. Свое твердое «нет» такому запросу со стороны Нетаньяху сказали даже самые яростные союзники Израиля в лице США, не говоря уже о соседних арабских странах, которым было предложено принять «лишнее» палестинское население.
Значит, палестинцы в Газе останутся. И как они будут жить дальше, под чьим политическим контролем? Кто будет восстанавливать инфраструктуру — хотя бы до минимально необходимого уровня? Кто будет обеспечивать на этой территории безопасность Израиля? Ясно, что эту последнюю задачу Израиль вряд ли будет готов кому-то делегировать. Это означает оккупацию. Но опыт оккупации сектора Газа в истории Израиля уже был. И ничем хорошим он для Израиля не закончился.
Но, видимо, хороших вариантов разруливания кризиса в Газе просто нет — ни с точки зрения Израиля, ни, тем более, с точки зрения палестинцев. Есть лишь плохие, очень плохие, очень, очень плохие, отвратительные и совершенно немыслимые.