По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в 2022 году Китай контролировал всего 5,2% мирового оружейного рынка и занимал четвертое место после США, России и Франции. Как ни странно, но главным препятствием к увеличению своей рыночной доли является… сам Китай.
За последние десятилетия китайская экономика стала второй в мире, а китайская «оборонка» совершила ещё более впечатляющий рывок. Если раньше значительную часть оружия и военных технологий Китай импортировал, а нередко и банально воровал, то теперь он готов превратиться в одного из крупнейших мировых экспортеров оружия. Благо что и новых разработок у китайцев много, да и производственные мощности позволяют выпускать оружие в больших количествах.
Новости партнеров
Однако делать это китайцы не спешат по одной очень простой причине. Дело в том, что Поднебесная до сих пор не вернула себе остров Тайвань, который в Пекине считают неотъемлемой частью материкового Китая. Правящая коммунистическая партия и правительство КНР неоднократно заявляли, что не претендуют на территории других стран, где проживает значительное количество китайцев, но что касается Тайваня, то его безусловная принадлежность Китаю не обсуждается. Рано или поздно, но Тайвань должен вернуться в «родную гавань» –и точка. А если кто-то берется это отрицать или оспаривать, то это моментально вызывает резкие заявления и протесты Пекина.
Вполне возможно, что существующая десятилетиями проблема «двух Китаев» давно была бы решена, но этому категорически противятся США да и весь так называемый «коллективный Запад». И чем больше Китай заявляет о своем желании вернуть остров, тем больше противятся этому американцы, поставляя на Тайвань оружие и обещая ему защиту в том случае, если Китай решится на силовой сценарий.
Судя по всему, окончательное решение тайваньского вопроса давно перезрело и, по-видимому, мирного варианта уже не предусматривается. Вот почему Китай упорно и сосредоточенно готовится к военному решению данной проблемы, прекрасно понимая, что США не останутся безучастным наблюдателем воссоединения Китая и Тайваня и что американцы пойдут на очень серьезные шаги, чтобы это воссоединение не состоялось. Не исключено, что США подключат к этому конфликту весь блок НАТО, и тогда перед Китаем встанет перспектива самой настоящей войны. Причем полноформатной, а не локальной «спецоперации».
Но если ещё двадцать лет назад Китай в военном отношении заметно уступал США, то теперь он сам стремительно превращается в мировую военную сверхдержаву. В Китае ударными темпами перевооружается армия, ВВС и ВМФ, причем перевооружается на современные образцы оружия, многие из которых, как минимум, не уступают западной технике, а кое-какие и превосходят. Например, китайские беспилотники считаются одними из лучших в мире, причем они выпускаются в таком количестве, какое не снилось другим странам.
Впечатляющими темпами Китай осваивает и околоземное пространство, и вряд ли для кого-то является секретом то, что значительная часть космических программ любой страны, будь то СССР в своё время, США или Китай, проводятся в интересах военных. Наличие собственной космической группировки спутников, орбитальной станции или многоразовых челноков, наподобие американского беспилотного Boeing X-37B, значительно повышает военный потенциал любого государства.
Само собой, соответствующие выводы китайские военные сделали из опыта СВО на Украине, вот почему Китай не спешит бросать все силы на завоевание мирового оружейного рынка, предпочитая оружие накапливать для грядущей тайваньской спецоперации, которая рано или поздно, но неизбежно начнется. Как показала СВО, запасы оружия и боеприпасов, даже, казалось бы, неисчерпаемые, имеют свойство очень быстро сгорать в огне конфликта, поэтому оружия должно быть не просто много, а очень много. Именно этим объясняется странный парадокс: несмотря на то, что за последние годы Китай запустил в производство множество новейших образцов оружия, его доля в 2022 году на мировом оружейном рынке даже снизилась на 1%. Это говорит о том, что китайская оборонка в первую очередь работает на собственные вооруженные силы, то есть на перспективу, а на мировой рынок ориентируется, что называется, по остаточному принципу.
Но даже такой подход позволил Китаю заключить несколько сверхвыгодных сделок. Например, Китай и Пакистан подписали контракт на поставку сотни истребителей J-10C, а Сербия приобрела у Китая три батареи зенитного комплекса большой дальности HQ-22 (аналог российского С-300). Последняя сделка стала знаковой для Китая, так как впервые в истории китайской оборонки её зенитные комплексы большой дальности были поставлены в европейскую страну, причем давно ориентированную на советское и российское оружие. Ну а поставка сотни истребителей вообще является чем-то невероятным в современном мире – самолеты обычно закупаются десятками, но никак не сотнями штук. Вполне успешно Китай торгует бронетехникой, поставляя свои танки последних моделей в такие страны, как Пакистан, Марокко, Бангладеш, Мьянма, Таиланд и Нигерия. В страны Ближнего Востока экспортируются китайские беспилотники, а боевые корабли купили Пакистан и Алжир.
Новости партнеров
О многом сказала и недавняя встреча Джо Байдена и Си Цзиньпина, которая наверняка развеяла последние иллюзии китайцев на возможность каких-либо компромиссов с американцами по тайваньскому вопросу. Ведь не успел Си Цзиньпин распрощаться с радушным хозяином и отбыть в Поднебесную, как Байден назвал его диктатором. Дорогих гостей, с которыми ты буквально несколько часов назад дружески ужинал, так не называют, а вот врагов – называют, Впрочем, правильнее было бы употребить слово не называют, а обзывают, потому что, заявив, что Си Цзиньпин является диктатором, Байден его достаточно серьезно оскорбил, и это ясно даже начинающему дипломату.
Само собой, оскорбленным себя должен был почувствовать и весь Китай, ибо Байден добавил, что китайский лидер является диктатором, потому что он руководит коммунистической страной. Из этого выходит, что, по мнению Байдена, в социалистической стране не может быть иной формы правления, как преступная диктатура. Правда, пытаясь расположить к себе социалистический Вьетнам, американцы такой оскорбительной риторики избегают. Но, как известно, мягкая, на первый взгляд, американская соломка, которую они так щедро стелят многим странам, ведя свою геополитическую игру, вскоре запросто может трансформироваться в прокрустово ложе.
Так что после встречи Джо Байдена и Си Цзиньпина мало у кого остались сомнения в том, что отношения США и Китая вряд ли потеплеют в обозримой перспективе, зато «холодная», а может быть, даже и «горячая» война очень даже вероятны. Американцы постоянно показывают Китаю, что плевать они хотели на его территориальную целостность, да и вообще особо разговаривать с китайцами не о чем, раз их страной правит диктатор, то есть, в понимании всего «свободного мира», преступник. Китаю остается только слушать хамские американские пассажи, делать выводы и готовиться к серьезному противостоянию.
Подводя итог, можно сказать следующее: благодаря впечатляющему росту китайской экономики за последние десятилетия, Поднебесная в обозримой перспективе может стать крупнейшим экспортером оружия. Китайская оборонка готова предложить потенциальным покупателям не только сверхсовременное оружие, например, беспилотники, эсминцы Type 052 и стелс-истребитель J-31, но и продавать это оружие по весьма привлекательным ценам. Правда, всё будет зависеть от того, как скоро Китай решится на проведение тайваньской СВО и к каким результатам она приведет. Если быть точнее, то многое будет зависеть от того, как покажет себя китайское оружие в противостоянии с западной техникой, в первую очередь – американской.
И выяснится это может очень скоро. Послевоенная система миропорядка доживает свои последние дни, многие страны, и США в первую очередь, давно прекратили обращать внимание на разного рода «условности», поэтому в ближайшее время мир может начать жить в новой реальности, когда на ранее подписанные бумажки вообще перестанут обращать внимание и многие вопросы будут решаться по принципу того, у кого больше и тяжелее дубина. Американцы это начали практиковать ещё в последние годы существования СССР, а за прошедшие тридцать лет с его уничтожения окончательно привыкли чувствовать себя в любом уголке планеты, как на покоренной территории. А кто с этим был не согласен, тот получал дубиной по голове, и очень везло, если несогласный сразу же не протягивал ноги. Югославия, Ирак и Ливия не дадут соврать, а теперь это испытывают на себе палестинцы в секторе Газа, где их массовой «зачисткой» занимается верный друг и партнер США – Израиль.
В Китае всё это прекрасно понимают, поэтому давно готовят свою дубину, нисколько не сомневаясь в том, что уже не за горами тот день, когда её придется пускать в ход. Причем заранее известно, что оппоненты китайцев свои дубины также пустят в ход и весь мир будет следить за тем, у кого дубин будет больше и насколько эффективными они окажутся.
А свою долю на мировом оружейном рынке китайцы обязательно отвоюют. И не надо над этим смеяться, ведь раньше весь мир смеялся над китайской одеждой, электроникой и автомобилями, а теперь современный мир без них представить невозможно.