Сделан ещё один маленький шажок в направлении закрытия России Балтийского моря — «внутреннего моря НАТО». Если посмотреть новости ретроспективно, то они складываются в явную раскручивающуюся тенденцию.
Сперва заявления прибалтов по поводу и без о запрете России судоходства на Балтике, блокировке российских судов в Финском заливе и отрезании доступа в Калининград. Теперь предложение ЕК Дании проверять российские нефтетанкеры на соответствие европейскому «потолку цен на нефть». Завтра будет арест российских судов в терводах стран НАТО.
Новости партнеров
Пока это всё некритично. Во-первых, Евросоюз косвенно признаёт, что его потолки цен и прочие санкции не работают. Во-вторых, речь о национальной юрисдикции, а не о международных нейтральных водах. В-третьих, Мировой океан большой и на коридоре через Данию клином не сходится.
Но надо смотреть не на событие само по себе, а в комплексе. И тогда тенденция очевидна, и она пугает.
В истории ещё не было прецедентов, чтобы попытка кого-то заблокировать, отрезать часть территории и лишить выхода в море не приводила к войне. И Россия это видит именно так, поэтому сразу переводит все эти санкционные игры на Балтике в плоскость нацбезопасности.
Это работает. В прошлом году Литва с Евросоюзом были вынуждены сдать назад и восстановить транзит в Калининградскую область после того, как Москва бескомпромиссно перевела экономический вопрос в военный. Нам плевать, что там у вас написано про транзит российских грузов то ли в пятом, то ли в шестом санкционном пакете: создаёте casus belli — будете воевать с ядерной страной.
Тогда это подействовало, другое дело, что с тех пор Литва тихой сапой наверстывает упущенное, расширяя номенклатуру запрещённых к провозу в Калининград грузов.
Значит, России на Балтике снова придётся ставить вопрос о casus belli, выслушивая в ответ стенания о ядерном шантаже и «а нас-то за что?». Противно, а что делать? Иные аргументы на них не действуют.
Автор — политолог, публицист, главный редактор аналитических порталов RuBaltic.Ru и Евразия