Истребитель с возможностями стратегического бомбардировщика — такой есть только у России
В наши и в западные СМИ, время от времени просачивается информация об участии российского самолета Су-57 в боевых действиях на Украине. Хотя свидетельств активности Су-57 не так много. Но если самолет и использовался в боевых действиях, то очень аккуратно, и этому есть несколько возможных объяснений.
Министерство обороны Великобритании в своей разведсводке сообщает что Россия, скорее всего, уделяет первоочередное внимание предотвращению репутационного ущерба и компрометации технологий, которые могут возникнуть в результате любой потери» Су-57 над Украиной.
Новости партнеров
«Это симптоматичный подход России к использованию своих ВВС в конфликте, не склонный к риску» — пишет Insider. Но здесь необходимо отметить, что взвешенно-осторожный подход к использованию авиации на Украине характерен для обеих сторон.
Звено уже сила
Летом прошлого года, в СМИ появилась информация о применении на Украине звена из четырех Су-57, работавших в единой информационной сети. Самолеты были объединены за счет автоматических систем связи, передачи данных, навигации и опознавания в реальном времени. По словам источника, благодаря этому удалось подтвердить низкую радиолокационную заметность для радаров противника. Операция была проведена с целью обнаружения и поражения систем ПВО Украины. О результатах операции не сообщалось.
Если первые сообщения о боевом применении Су-57 констатировали его работу по наземным целям, в основном по средствам ПВО, то сейчас стали появляться сообщения и о других задачах, которые самолет решает в зоне СВО. По данным британского МО, в январе 2023 года Су-57 и МиГ-31 сбивали украинские самолеты на дистанции более 200 километров — из воздушного пространства РФ. Они сделали вывод, что российские истребители использовали гиперзвуковую ракету большой дальности (до 300 км) класса «воздух-воздух» Р-37.
Еще не время «собачьей свалки»
В марте прошла информация, что российский самолет на предельной дальности сбил истребитель Су-27 и бомбардировщик Су-24 ВВС Украины при их попытке атаковать объект в Белгородской области России.
Американский военный журнал Military Watch Magazine (MWM) пишет: что в октябре наблюдалось значительное увеличение интенсивности воздушных боев над Украиной, что стало беспрецедентным событием с первых недель полномасштабных российско-украинских боевых действий с февраля 2022 года.
Новости партнеров
С 13 по 23 октября российские войска сбили 17 истребителей МиГ-29. Украинские МиГ-29 столкнулись с элитой ВВС России, а именно с перехватчиками МиГ-31БМ/БСМ, истребителями завоевания превосходства в воздухе Су-35 и даже с Су-57.
«Играйте в теннис, Гена»
Сообщение MWM хороший ответ на вопрос Джека Эпштейна — обозревателя Insider, который 21 октября в своей статье вопрошал, где же широко разрекламированный русский Су-57? «Су-57, известный в НАТО как „Преступник“ (код НАТО — Felon), по большей части пропал без вести, за исключением возможного запуска ракет с территории России в прошлом году», — пишет автор статьи.
Вероятно, он ожидал эффектных воздушных схваток в небе Украины. Но, во-первых состав ВВС Украины не позволяет так легко жертвовать своими истребителями еще советского производства, хоть и модернизированными. А во-вторых, зачем нашим истребителям вступать в ближний воздушный бой, когда можно решить исход схватки, даже не входя в зону действия радаров и ЗРК противника? Так что — играйте в теннис, Джек.
«Эксперты» против Су-57
Несмотря на небольшое количество Су-57, они уже вносят существенный вклад в боевые операции. Фактически российский «стелс», первый в мире самолет пятого поколения, который участвует в конфликте высокой интенсивности против крупной армии.
Например, F-22 за 18 лет эксплуатации ни разу не участвовал в полноценном воздушном бою (сбитый китайский аэростат не в счет). А F-35, несмотря на хорошие характеристики, еще далек от полноценного боевого применения. Су-57, в отличие от своих «коллег» уже имеет значительный боевой опыт, начиная с Сирии.
И в этом свете довольно странно выглядят заявления некоторых западных экспертов. Например, бывший офицер разведки ВМС США, научный сотрудник Института аэрокосмических исследований Митчелла (Mitchell Institute for Aerospace Studies) Мак Дам в интервью сказал, что «русские не добились успехов в производстве этого самолета. Их очень мало и они до сих пор работают над ошибками в нем. Самолет претерпевает существенные модификации. А Россия все еще отстает в освоении малозаметных технологий, которые обеспечили бы ей высокую степень скрытности».
Новости партнеров
Неожиданно слышать такое от бывшего офицера разведки и научного сотрудника солидного института. Но, возможно он не знает технологии производства современных авиационных комплексов. Или у него есть закрытые данные по боевому применению космически дорогих и распиаренных F-35?
Еще один эксперт по авиации и технологиям Джастин Бронк, сотрудник Британского аналитического центра RUSI (Royal United Services Institute) утверждает, что Су-57 сталкивается с техническими проблемами, среди которых очевидная неспособность России разместить на истребителе панели обшивки достаточно плотно друг к другу, чтобы уменьшить радиолокационную заметность. Кроме того, у самолета отсутствуют малозаметные двигатели. Бронк также считает, что боевое применение Су-57 ограничивают применяемые им ракеты «воздух-воздух» Р-77, которые размещаются на внешних пилонах.
Холодный душ для НАТО
Сообщение о том, что Су-57 получил в свой арсенал ракету, аналогичную по характеристикам ракете Х-101, переполошило все западные СМИ. Особенно американское командование, ведь ответить им нечем. Ракету можно разместить во внутренних отсеках Су-57, не нарушая радиолокационной малозаметности истребителя. Ракета с дальностью действия не менее 3500 км (по некоторым данным максимальная дальность — 5500 км) позволяет нашему истребителю спокойно атаковать американские военные базы в тихоокеанском регионе, а с Дальнего Востока, с дозаправкой, дотянуться и до континентальной Америки, включая промышленные объекты в Калифорнии.
Пока что подробных сведений о новой ракете для Су-57 нет, и большинство СМИ, включая отечественные, ссылаются на статью в MWM. Мы тоже обратились к первоисточнику. 4 ноября Military Watch Magazine опубликовал статью «Новая ракета сделала российский Су-57 первым истребителем, поставившим под удар базы на Гуаме и Гавайях».
Призрак Пирл-Харбора
Вот что сообщает MWM. Поскольку первое боевое подразделение Су-57 будет базироваться на побережье Тихого океана, потенциальной целью являются американские военные объекты на острове Гуам и на Гавайях. Базы на Дальнем Востоке России позволят разместить Су-57 в радиусе действия удара по Гуаму без дозаправки. А на аэродромах, расположенных ближе к мысу Дежнева, могут быть размещены самолеты, в зону действия которых попадают и Гавайские острова.
Но почему именно Гуам и Гавайи? Что так всполошились американцы? Все просто: на острове Гуам расположена база ВВС США, на которой базируется 36-е авиакрыло. В него входит 13-я бомбардировочная эскадрилья (бомбардировщики B-2) и 393 эскадрилья (B-52). С марта 2009 года на постоянном боевом дежурстве четыре B-52H, несущие ракеты и бомбы с ядерными боеголовками. К авиабазе присоединена военно-морская база. Ну, а Гавайи давно уже стали родным домом для кораблей ВМС США.
«Стратег» из истребителя
Ракеты с таким радиусом действия обычно размещаются только на стратегических бомбардировщиках. В ВКС РФ носителями Х-101 являются «стратеги» Ту-160 и Ту-95МС. По всей вероятности российским конструкторам из НПЦ «Радуга» удалось кардинально изменить габариты и вес новой ракеты, сохранив при этом достаточный запас топлива. Ракета со складывающимися крыльями и новым малогабаритным двухконтурным двигателем позволяет разместить ее во внутренних отсеках Су-57.
Интеграция новой крылатой ракеты в истребитель увеличивает дальность поражения воздух-земля более чем в десять раз по сравнению с Х-59МК2, которую истребитель использовал в предыдущих боях.
Таким образом, новая ракета обеспечивает Су-57 самую большую дальность поражения среди всех тактических боевых самолетов в мире. Истребитель будет способен заменить часть российских стратегических бомбардировщиков, что тоже будет иметь серьезные последствия.
Перспективы
Ожидается, пишет MWM, что скоро более 250 Су-57 поступят на вооружение ВКС РФ. В 2023 году производство превысит 12 самолетов, а к 2027 году ожидается, что оно превысит 20 самолетов в год. Поскольку эти машины станут основой истребительного парка, подразделения тактической авиации на территории России могут быть легко переоборудованы для выполнения стратегических ударов на ближних межконтинентальных дистанциях.
Есть еще масса преимуществ размещения стратегической ракеты на истребителе. Истребитель в разы дешевле и проще бомбардировщика. Аэродромы для него проще и дешевле, меньше требуется летного и технического состава. Это означает, что в короткий срок на важных стратегических направлениях могут быть размещены сотни таких самолетов. Чего и опасаются стратеги НАТО. Истребитель «стелс» менее уязвим и заметен для ПВО противника, тем более имеющий возможность работать с дальних расстояний вне действия радаров.
Двойная дальность
Журнал MWM обоснованно опасается резко возросших возможностей Су-57. 31 октября журнал пишет: — Мало того, что возможности Су-57 по малозаметности делают его хорошо подходящим для перевозки стратегической крылатой ракеты очень большой дальности, но и собственная дальность действия истребителя также очень велика. Она более чем вдвое превышает этот показатель у F-35. С такой дальностью могут соперничать только Су-34 и китайский J-20. Су-57 сможет наносить ракетные удары за пределами России, далеко над Арктикой или глубоко над Тихим океаном, увеличивая дальность действия собственных боеприпасов.