В интервью телеканалу CBS Джо Байден заявил, что намерен «подавить» Россию во время второго президентского срока. Вот только чем? Баллистические ракеты ATACMS для этой миссии явно не годятся.
Зенитно-ракетный частокол
Новости партнеров
Рано или поздно тайное обязательно становится явным. Так случилось и на этот раз: проницательная общественность и многочисленные эксперты всё ещё строили прогнозы, когда и в каком количестве Байден поставит Зеленскому дальнобойные ракеты ATACMS, а они уже давно были на Украине. Если помните, по такой же схеме Киев получал от Запада практически все системы вооружений — от танков до комплексов ПВО. И это приводит к логичному умозаключению: чтобы разделаться с Россией, США и их союзники не остановятся ни перед чем.
Вот и зампред Совбеза России Дмитрий Медведев пришёл к выводу, что количество поставленного на Украину оружия рано или поздно перейдёт в качество, и осколочно-фугасные, кумулятивные, зажигательные и объёмно-детонирующие заряды превратятся в ядерные боеприпасы. И самое примечательное, что агонизирующий киевский режим, публично сожалеющий, что у Украины безъядерный статус, рассчитывает именно на такое развитие событий.
…Но это в перспективе. А вот что ещё могут предложить американцы для «подавления» России здесь и сейчас? Как представляется, после ATACMS на очереди многоцелевые высокоточные дозвуковые крылатые ракеты большой дальности «Томагавк» сухопутного базирования. Но прежде чем продолжить рассказ, отметим, что оперативно-тактическая ракета класса «земля-земля» ATACMS (детище компании Lockheed Martin) существенных преимуществ ВСУ не дала. Даже в Киеве к этому американскому «презенту» относятся весьма скептически.
Советник главы офиса Зеленского Михаил Подоляк пришёл к выводу, что поставки ракет ATACMS и ракет Taurus немецко-шведского производства не смогут компенсировать разницу в количестве с российским вооружением. Тем более, что и они, как оказалось, не такая уж проблема для средств российской ПРО и ПВО. Только за один день, 25 октября, были перехвачены две ракеты ATACMS.
При этом дальность применения этих ракет — до 300 км, поэтому нужно быть готовым и к тому, что в руках украинских националистов может появиться более дальнобойное оружие. Например, крылатые ракеты «Томагавк», которые способны поражать цели на дальности 2500 км, совершая полёт на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности.
С 1983 года «Томагавки» стоят на вооружении кораблей и подводных лодок ВМС США и уже неоднократно применялись в вооружённых конфликтах. Впрочем, кораблей и субмарин, подходящих для использования таких ракет у Украины нет. Но это, похоже, уже не проблема. Как стало известно, в начале 2020 года у Корпуса морской пехоты США появились «Томагавки» с наземным запуском, которые были сняты с вооружения по Договору о ракетах средней и меньшей дальности. И такой вариант вполне подходит для ВСУ. При этом «Томагавки» стали оснащаться боевой частью JMEWS, в которой кумулятивный предзаряд сочетается с проникающей боеголовкой.
КР «Томагавк» летит с дозвуковой скоростью порядка 800 км/ч и не может маневрировать с большими перегрузками или использовать ложные цели. К тому же, для поражения таких ракет у России достаточно как войсковых, так и объектовых средств ПВО и ПРО, из которых можно сформировать эшелонированную систему противовоздушной обороны. По оценкам экспертов, Россия способна отразить даже массированный удар «Томагавками».
Новости партнеров
Справка
Войсковые комплексы ПВО: зенитный артиллерийский комплекс ЗСУ-23-4 «Шилка», зенитный пушечно-ракетный комплекс «Тунгуска-М», зенитные ракетные комплексы «ОСА-АКМ», «Стрела-10М3», «Бук-М1», всепогодные тактические ЗРК «Тор» различных модификаций, в том числе «Тор-М3», зенитная ракетная система С-300В. Объектовые комплексы ПВО: ЗРК и ЗРС «Панцирь», С-300 «Фаворит», С-350 «Витязь», С-400 «Триумф», С-500 «Прометей».
С таким зенитно-ракетным частоколом «Томагавки» ещё не встречались. И потом, на вооружении Российской армии стоят современные системы разведки и РЭБ.
Оружия много не бывает
Впрочем, ПВО, как известно, много не бывает. Тем более, когда с нами воюют 50 государств. И не считаться с этим невозможно. Ещё в июне, на встрече с военными корреспондентами, Владимир Путин сообщил, что производство вооружений в стране за год увеличилось в 2,7 раза, а по наиболее востребованным направлениям — в 10 раз. «Некоторые предприятия промышленности работают в две смены, а многие в три. Практически днём и ночью, и работают очень качественно», — отметил президент.
Серьёзные западные обозреватели признают: Россия обладает всем необходимым вооружением, которое позволяет ей продолжать специальную военную операцию до достижения поставленных целей. Достаточно вспомнить хотя бы дрон-камикадзе «Ланцет», который поражает любую натовскую технику. В этом же ряду и недавнее сообщение о новых зенитно-ракетных комплексах, которые позволили за 5 дней уничтожить 24 украинских самолёта.
Как бы там ни было, следует понимать, что «Томагавки» не единственный из возможных сюрпризов. Министр обороны Франции Себастьян Лекорню, побывавший в Киеве в конце сентября, захватил с собой весьма внушительную делегацию. В том числе представителей компании Nexter, которая производит гаубицы «Цезарь», специалистов из компании Delair, поставляющей Киеву разведывательные беспилотники, менеджеров из группы Arquus, которая рассчитывает создать на Украине предприятие по обслуживанию уже поставленных бронемашин. Также в Киев прибыли представители специализирующейся на разминировании компании CEFA — чтобы подписать контракт на поставку сапёрных роботов, и компания Vistory, предлагающая построить на Украине типографии 3D-печати для производства комплектующих, которые используются в продукции военного назначения.
Как видим, НАТО по-взрослому втягивается в противостояние с Россией. В частности отмечалось, что Париж намерен «изменить парадигму помощи Украине с расчётом на то, что конфликт затянется».
И нам надо по-взрослому. Надо учитывать и то, что противник ведёт разведку, в том числе и космическую, что если Киев получит «Томагавки», некоторые наши оборонные предприятия могут оказаться в зоне поражения. Поэтому уже сегодня нужно создавать предприятия-дублёры. С возрастанием возможностей ударного вооружения, рассредоточение предприятий, складов вооружения, нефтяных баз, других объектов оборонного характера, а также их маскировка и легендирование становятся важнейшими задачами.
Новости партнеров
Возможно, новая ситуация потребует размещать предприятия даже под землёй. При этом не обязательно всё афишировать, на каждом углу рассказывать, что, например, макаронная фабрика теперь выпускает ещё и патроны. А такие предприятия уже появились.
Баранки, батоны и дроны
Поначалу Тамбовский хлебокомбинат отправлял в зону специальной военной операции профильную продукцию, а также медикаменты и снаряжение. А когда с фронта пришла весть, что военнослужащие сыты и одеты, предприятие параллельно с баранками и батонами наладило выпуск дронов. Заместитель директора предприятия Александр Рудик рассказал СМИ:
«В прошлом году военные попросили нас прислать дроны — чем больше, тем лучше. Попробовали конструировать сами из деталей, которые можно найти в любом интернет-магазине. Сделали несколько экземпляров, свозили на фронт, испытали и начали серийное производство. Мы сами режем рамы из карбона. Применяем композиты, скоро начнём печатать на 3D-принтере держатели для антенн и камеры. Выпускать решили FPV-дроны. Это простейшие квадрокоптеры с минимумом электроники и ручным управлением. Проще говоря, летающий глаз. Развёрнутые на комбинате мощности позволяют собирать до 200 дронов в месяц».
Причём стоимость FPV-дрона, который изготавливают «хлебопёки», всего 20-25 тысяч рублей. И это очень важно для экономики. Вспоминается случай, когда у маршала Дмитрия Язова, в бытность министром обороны, спросили, как Советскому Союзу удаётся поддерживать паритет, если военный бюджет США намного превышает советский? Он ответил: «Можно любую гайку закупать по два рубля, а можно по десять долларов». Это к тому, что и война может быть экономной.
При современных средствах вооружённой борьбы, обладающих огромной разрушительной мощью, и возрастании размаха военных операций резервы — материальные и интеллектуальные — оказывают решающее влияние на исход боевых действий. И хорошо, что в последнее время из ОПК России приходят обнадёживающие сообщения. Так, Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина Объединённой авиастроительной корпорации (входит в Госкорпорацию «Ростех») в сентябре передал ВКС России очередную партию самолётов пятого поколения Су-57 и истребителей поколения 4++ Су-35С. Новые самолёты прошли полный цикл заводских испытаний, протестированы в различных рабочих режимах лётчиками Министерства обороны.
Там же, в Комсомольске-на-Амуре, со стапелей Амурского судостроительного завода спустили на воду два малых ракетных корабля проекта 22800 «Ржев» и «Удомля». Корабли, предназначенные для выполнения боевых задач в составе Тихоокеанского флота, могут нести на борту ракеты «Калибр», «Оникс», а в будущем и комплексы гиперзвуковых ракет «Циркон». 29 сентября пресс-служба «Ростеха» сообщила, что «Курганмашзавод» выполнил контракт 2023 года на поставку БМП-3 после капремонта. Каждая боевая машина оснащается противокумулятивными решётками и бронеэкранами.
Мораль проста: на любые западные новшества у российского военно-промышленного комплекса всегда должен быть достойный ответ. В том числе и на крылатые «Томагавки», которые, возможно, продлят агонию киевского режима, но ненадолго.