Все произошедшее в Дагестане очень хорошо иллюстрирует мой ключевой тезис: термин «национальность», который мы используем для обозначения любого даже самого малого этно-культурного сообщества, устарел, неактуален, путает и нашу науку, и людей, и законодателей.
На базе какой национальности сплотились штурмовики аэропорта, ну ка?! Россияне? Дагестанцы? Или это плод «многонациональной дружбы»?! Давайте крепко подумаем.
Новости партнеров
Ведь противника штурмовики себе выбрали очень конкретного — евреев. А сами-то они кто?
Сами они представители множества народов проживающих в Дагестане. Там десяток достаточно крупных народов, и под сотню народностей. И как мы знаем, не очень-то они там ладят между собой.
Зато у всех этих народов Дагестана есть нечто общее. Их единая религиозная идентичность. Именно она их и сплотила против евреев. Причем их общеисламская идентичность оказалась сильнее их этнических разногласий, и общероссийской (россиянской идентичности), которой якобы верен наш «многонациональный народ».
Нет никаких национальностей, в том виде, который нам втюхивает наша протухшая в начале 20-го века гуманитарная наука. Есть происхождение, которое является биологической детерминантой, и вместе с семейными воспитанием формирует этничность (народность) человека. И есть идентичность, то есть то, что человек сам о себе думает «кто он».
Идентичность может и должна складываться под воздействием среды, национального мифа, образования и пропаганды.
Что о себе думают махачкалинские штурмовики? Они думают, что они являются деятельной частью панисламского мира, который по злому року оказался в России.
Никогда не видел, чтобы подобные соотечественники солидаризовались вокруг СВО на Украине. Но вот судьба Газы заставила их пойти на штурм аэропорта родного города ради «сферических евреев в вакууме».
Новости партнеров
Это плохая новость. Это значит, что кроме Исламской идентичности, ничто на Кавказе не способно встрепенуть сердца людей, а все остальные мировоззренческие основы жизни слабее этой центральной идентичности, ими можно поступится, как российскими законами.
И вот в чем проблема. Русскую идентичность Россия, мягко говоря, не развивала последние 12 лет точно. Российскую идентичность в концепции многонациональности развивала, но явно без толку. А исламская идентичность контролируется откуда угодно, но точно не из Москвы. Итог всей этой политики мы вчера увидели в аэропорте Махачкалы.
***
Вышесказанное во многом объясняет «русский парадокс».
От разного рода неумных людей очень часто приходится слышать, что русский — это не происхождение, а «состояние души».
Пытаясь сплотить вокруг русских представителей других этнических групп, эти «добрые люди» отрицают право русских быть народом. Мол нет никаких русских, вы всегда были сборной солянкой не пойми чего.
Хохлы кстати слово в слово повторяют этот тезис с вместе с нашими «доброхотами»: дескать нет никаких русских. Ну хохлам эти конструкты подсказали люди, которые хорошо разбираются в вопросе. В отличие от наших соотечественников, которые «отменяют русских» из добрых побуждений.
Этот парадокс легко расшивается в моей концепции этничность/идентичность. Потому, что русские это и народ (биологическая детерминанта) и идентичность. Можно быть русским по рождению на основании того, что твои предки русские. Можно быть русским в плане политической идентичности (по духу). В нашем языке употребляется для этого термин: обрусеть. Буквально, стать частью Руси.
Новости партнеров
Русские одни из немногих на базе своего этнического ядра и различных форм государственности сформировали во многом привлекательный образ идентичности, к которой могут присоединиться люди иного происхождения.
Не надо отменять русский народ. Мы устойчивая этно-культурная общность, создавшая культуру, искусство, науку и государство — нацию. И создав русскую нацию, мы создали русскую идентичность, к которой могут присоединиться сотни этнических групп, малых и больших народов.
Автор — военный волонтер, публицист, политолог. Автор и ведущий проекта «Достоевский клуб»