Очередная и самая кровопролитная за долгие годы вспышка противостояния Израиля с арабским миром, начавшаяся после атаки на еврейское государство 7 октября, дала понять, что современные эксперты не имеют представления о положении дел в регионе. Почему мощная израильская разведка проглядела готовящееся нападение? Как боевикам удалось с такой легкостью пересечь границу? И главное – для чего ХАМАС было совершать этот сомнительный и с точки зрения пиара, и с точки зрения военной стратегии акт?
Политолог Сергей Марков прокомментировал «Вашим Новостям» ситуацию, сложившуюся на Ближнем Востоке и вокруг него.
Новости партнеров
– Сергей Александрович, начнем с причин. Зачем ХАМАС совершил этот поступок, теперь кажущийся многим суицидальным?
– Нет, это совсем не суицидальный поступок. Решение было принято в апреле. Триггером послужил захват израильской полицией мусульман в мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Там много деталей было, но в конечном итоге израильская полиция вошла в эту мечеть, грубо нарушила договоренности. И после этого ХАМАС решил, что настало время нанести ответный удар. Это первая причина.
Вторая вещь, которая послужила триггером, – это постоянно продолжающиеся убийства израильскими спецслужбами руководителей иранского КСИР и иранских ученых-ядерщиков. Самое главное – убийство Сулеймани, который должен был стать будущим президентом Ирана. Таким образом Иран понял, что пора уже отвечать. И получилось такое сочетание интересов ХАМАСа и Ирана. В результате был нанесен этот удар.
Они вовсе не считают, что для них это будет самоубийственно. Да, это война… Но они созданы для войны. ХАМАС создан для смертельной войны с государством Израиль и с еврейским народом в целом. Они будут это делать. Эти люди еще не обросли коррупционными связями, они реально представляют собой тоталитарно-демократическое с точки зрения низовой организации явление, отражающее ненависть народа Палестины к Израилю.
Эта ненависть понятно на чем базируется. На том, что Израиль отобрал большую часть земли у Палестины. И продолжает отбирать. И продолжается эта ненависть.
У Трампа была довольно здоровая идея – соглашения Авраама. Большинство арабских государств очень устали от этой войны с Израилем и хотели бы как-то выйти на компромис. Суть этих соглашений была такая: палестинцы соглашаются с тем, что Израиль получил все эти территории палестинские; Израиль соглашается с получением палестинцами своих небольших территорий; а делается это за счет денег богатых арабских государств. То есть покупается лояльность политических лидеров палестинского народа. Кстати, это была довольно здравая идея, которая могла бы сработать. Но в конечном итоге им это не удалось продавить. И ХАМАС сорвал таким образом эти соглашения Авраама, в том числе их важную часть – улучшение отношений между Саудовской Аравией и Израилем.
Теперь у них яростная война. И там нет места точному расчету. Они занимаются не самоубийством, а войной со своим злейшим врагом. И они готовы к тому, что этот враг их уничтожит.
Новости партнеров
– Какова в таком случае военная стратегия Палестины, ХАМАС? Почему было не пойти войной на Израиль? Зачем было наносить этот сомнительный с точки зрения пиара удар? Ведь ударили-то они по мирным гражданам на глазах у всего мира.
– С их точки зрения это неважно. ХАМАС живет в другом мире. Он живет в мире, где все успешные военные операции носят террористический характер. Они считают, что Израиль воюет полностью террористическими методами. А что касается остальных стран, то в Палестине совершенно не верят в какое-то благородство европейцев и американцев. С их точки зрения, европейцы и американцы поддерживают террористическое государство Израиль и никогда не поддержат палестинцев, даже если те будут кроткие, как кролики.
Арабские государства, напротив, всегда поддержат палестинское государство, что бы оно ни делало. И так всё и происходит. Мы видим, что сейчас Израиль бомбежками убивает большое количество мирных жителей. США и Евросоюз их поддерживают. А арабские государства вступаются за Палестину.
– Из ваших слов выходит, что это не противостояние собственно Израиля и Палестины, а противостояние цивилизаций – арабской и европейской.
– Я бы сказал, что это противостояние между еврейской и мусульманской цивилизациями. США в этой ситуации теснейшим образом связаны с еврейской цивилизацией через посредство финансовой системы и прочего-прочего. И характерно еще, например, что Индия поддерживает Израиль. Почему? Потому что Индия находится в противостоянии с мусульманской цивилизацией.
– США всегда были главным гарантом безопасности Израиля. Как выглядит поведение американских политиков в этой ситуации?
– Совершенно адекватно. Я, кстати, не считаю, что США терпят в этом смысле какие-то «поражение за поражением». Потому что, с моей точки зрения, та же война на Украине – это не признак распада однополярного мира, а попытка однополярного мира совершить перезагрузку и восстановиться. И довольно успешная попытка, как мы видим. Вовсе не Россия наступает в последний год на Украине. Наступает и не Америка. Наступает американская прокси-армия. И у них всё более-менее получается.
Другое дело, что США для своего мирового доминирования нужно иметь хорошие отношения и с Израилем, и с арабским миром. Блинкен сейчас совершает вояж, он пытается восстановить соглашения Авраама. Они говорят так: «Ну ХАМАС поубивал израильтян, ну пускай израильтяне убьют в десять раз больше палестинцев, разгромят по мере возможности ХАМАС, удовлетворятся – и на этом закончим». Вполне адекватная позиция.
Новости партнеров
– Как будут развиваться события на самом деле?
– Так и будут. Убьют в десять раз больше палестинцев, совершат чистку сектора Газа в той или иной степени. Я должен сказать, когда сектор Газа жил под израильской оккупацией, он жил очень неплохо. Значительно лучше, чем без Израиля. Поэтому, может быть, они оккупируют Палестину. Вопрос остается открытым. Но я думаю, что большой войны не будет из-за этого. Израиль удовлетворится местью ХАМАС, сектору Газа и палестинцам.
– В мире тем не менее всё больше проблемных точек. Это связано с тем, что идет пресловутое переформатирование мира? И если вы говорите, что это перезагрузка однополярного мира, то контролируют ли США этот процесс?
– Это всё сказки. Это у нас, так как мы вовлечены в огромный конфликт, такое ощущение, что мир разваливается. Нет, мир не разваливается. В мире военных конфликтов не большинство. Их количество не увеличивается, а уменьшается. Израильско-палестинский конфликт почти всегда продолжается. Почему палестинцы воюют? Потому что палестинцам терять нечего, там нищета. А в других странах такой нищеты нет.
Ну в Африке еще могут воевать. Но вы посмотрите, какие конфликты были в конце 70-х. А сейчас – это всё сказки. Сделаю небольшое отступление. Вот сейчас я ехал в машине, и у меня была возможность послушать наше политическое радио. Я просто охренел. Это просто невозможно. Такое количество псевдоэкспертов, которые рассказывают эти сказки, вообще не понимая при этом, что происходит. Я просто поражен. Мир не разваливается. Другое дело, что однополярный мир действительно подвергается испытаниям. Роль США, их союзников и Евросоюза в мировой экономике падет. Очевидно, что быстрее развиваются страны незападные. И так далее.
– А как в этом продолжающем оставаться однополярным мире правильно вести себя России?
– Немедленная мобилизация всего, чего только возможно, и немедленная как можно более быстрая победа на Украине.