Свои самые мощные ударные корабли ВМФ РФ из-под возможного вражеского удара выводит во внутренние воды России
6 октября в статье «Черноморский флот отступает в Абхазию» мы уже написали, что командование ВМФ РФ практически признало невозможность любыми средствами ПВО и РЭБ гарантировать полную безопасность наших военно-морских баз от все более мощных ударов высокоточным оружием, предоставленным Западом Украине. И начало вынужденный отвод наиболее ценных в боевом отношении кораблей на кавказское побережье. Подальше от территории противника.
Новости партнеров
Только что стало известно, что ровно тот же путь от греха подальше заранее готовится проделать и российский Балтийский флот. Об этом сообщила главная военная газета страны «Красная звезда».
По ее сведениям, минувшим летом из слишком близко к Польше расположенного Балтийска в Ладожское озеро отправились экипажи новейших малых ракетных кораблей «Советск» и «Одинцово» проекта 22800 (шифр «Каракурт»). Дело, которое было поручено морякам, штаб флота назвал замысловатым и редко встречающимся термином «опытно-боевое дежурство».
Что на практике экипажи достаточно долго изучали на Ладоге? Вероятно — влияние пресной воды на корпуса предназначенных исключительно для морских походов боевых кораблей. Еще — возможности самостоятельного перехода «Каракуртов» в озеро по почти 40-километровому речному фарватеру. Качество спутниковой связи в новом районе плавания. Заодно — вместе с флотскими органами материально-технического снабжения расположенной в Кронштадте Ленинградской военно-морской базы искали решения тыловых проблем по переброске на Ладогу запасов топлива, продовольствия, боеприпасов и прочего.
Что важно: если разобраться, из публикации ясно, что переброска «Советска» и «Одинцово» из Балтийского моря в Ладожское озеро не была изолированным и достаточно экзотическим эпизодом боевой подготовки двух вооруженных знаменитыми крылатыми ракетами большой дальности «Калибр-НК» ударных кораблей. Нет, с большой долей вероятности оба экипажа на Ладоге проводили своего рода срочную рекогносцировку. Следствием которой почти наверняка станет скорейшая передислокация по Неве в это озеро из Балтийска всей 36-й бригады малых ракетных кораблей и катеров.
Или, по крайней мере, превратившегося в последние годы в основу ударной мощи Балтийского флота 106-го дивизиона той же бригады. В составе которого, в частности, и несут службу упомянутые «Советск» и «Одинцово». А также — «Мытищи», еще один точно такой же, способный больно «жалить» врага дальнобойными «Калибрами», «Каракурт».
Скоро к трио присоединится и заканчивающий программу госиспытаний модернизированный МРК под названием «Буря».
Еще в 106-й дивизион входит и переброшенная несколько лет назад на Балтику с Черного моря пара «Буянов-М» — малых ракетных кораблей «Серпухов» и «Зеленый Дол». Рядом — точно такой же МРК «Град». Каждый из перечисленных, как и «Каракурты», тоже представляет собой плавучую ракетную батарею из восьми «Калибров».
Новости партнеров
Вывод о том, что, как минимум, все названные боевые единицы скоро надолго окажутся в водах Ладоги, неопровержимо, на мой взгляд, следует из слов командира МРК «Советск», которые приводит «Красная звезда»: «Мы первыми из числа кораблей соединения освоили новый театр плавания, изучили его в навигационно-гидрографическом плане».
Раз — первые, стало быть, следом в акваторию озера собираются и другие «Каракурты» и «Буяны-М» из состава самой мощной балтийской бригады? А как иначе следует это понимать?
Однако с чего вдруг даже географически сравнительно далекий от насмерть воюющей с нами Украины Балтфлот засобирался к частичному отходу из своей главной базы в Балтийске в Ладожское озеро? Тут не обойтись без краткого экскурса в современную военно-морскую географию.
А из нее следует, что после вступления в НАТО весной нынешнего года Финляндии свыше 80 процентов побережья Балтийского моря оказались под полным контролем противника. Уже открыто вступившего в войну с нами. Правда, пока — только на Украине. Но надолго ли это «только»?
При этом сегодня РФ надежно контролирует лишь чуть более 7% береговой линии Балтики. К тому же — береговой линии, разорванной надвое между Кронштадтом и Балтийском. Между которыми для кораблей Балтийского флота при желании легко насквозь простреливаемое отлично вооруженным врагом с моря, берега и воздуха пространство длиною примерно в 550 морских миль. В условиях реальных боевых действий с многократно превосходящих нас в силах на этом оперативно-стратегическом направлении Североатлантическим альянсом — это почти бесконечность.
К тому же сам Балтийск, где пока наряду с прочими стоят корабли и катера нашей 36-й бригады, находится в слишком опасной близости от просто оголтело враждебной нам Польши. Расстояние от его причалов до Гдыни, главной базы польских ВМС, всего лишь 86 километров по прямой. Для современного противокорабельного ракетного оружия пролететь их — плевое и минутное дело. Глазом моргнуть не успеем.
Особую опасность в этом отношении представляют собой два дивизиона подвижных береговых ракетных комплексов норвежско-американского производства NSM CDS (Naval Strike Missile Coastal Defense System). Первым из них Войско Польское обзавелось к 2012 году. Второй поставлен на боевое дежурство в 2017-м. Всего, по имеющим данным, Польшей от союзников по НАТО для этих дивизионов получены 74 ракеты NSM Block 1.
Ситуация для нас в этих краях еще более ухудшилась после того, как минувшей весной Госдеп США одобрил скорую продажу и Латвии тоже точно такого же комплекса береговой обороны. Общая сумма сделки для Риги — 110 миллионов долларов.
Новости партнеров
Что в итоге? Любой выход любого нашего корабля или судна из Балтийска поляки в состоянии надежно контролировать. Ибо дальность полета крылатых ракет системы NSM — до 185 километров. А с территории Прибалтики омывающее ее море тем же оружием скоро легко будет простреливать почти насквозь.
Как в таких условиях совершать маневр силами флота между Кронштадтом и Балтийском? Правильный ответ — никак.
Именно поэтому, не сомневаюсь, у Москвы и возник исключительно вынужденный вариант: самый ценный корабельный «актив» Балтфлота «перепрятать» на Ладогу. Под прикрытие истребителей и ЗРК могучей российской 6-й армии ВВС и ПВО, прикрывающей и Санкт-Петербург тоже. Которую мы, к слову, не так давно усилили первым полковым комплектом новой зенитной ракетной системы средней дальности С-350 «Витязь», специально разработанной для отражения атак самых современных крылатых ракет противника.
Но у перебазирования «Каракуртов» и «Буянов-М» из Балтийска на Ладогу есть и еще одно несомненное преимущество. Встанут они там, если придется, не на вовсе уж пустое место. Многие причалы и береговые сооружения для нового пункта базирования балтийцев на Ладожском озере в принципе готовы. Только, как часто у нас бывает, позаброшены, прохудились и требуют приведения в порядок. К ним подведена даже железная дорога из Питера. Которая тоже, увы, давно поросла бурьяном. Но все же рельсы-то есть!
Дело в том, что в советские времена в конце длинного и узкого Якимварского залива Ладожского озера на берегу небольшого здешнего городка Лахденпохья (Карелия) уже базировались корабли и суда Ленинградской военно-морской базы. В разное время стояли здесь даже от трех до пяти наших дизельных подводных лодок 613-го и 615-го проектов.
Все вместе называлось 177-й бригадой опытовых кораблей и судов, впоследствии переименованной в 824-й научно-испытательный центр ВМФ СССР.
Это может показаться удивительным, но многие исследовательские работы, проводимые советскими военными моряками и учеными в Лахденпохья, были напрямую связаны с испытаниями ядерного оружия, которые наша страна в ту пору проводила на арктическом архипелаге Новая Земля. Поскольку в условиях достаточно глубоководного (до 300 метров!) озера определялись возможности повышения живучести подводных лодок в условиях применения противником оружия массового поражения.
Кроме того, за пределами возможностей технических разведок наших недругов на Ладоге мы спокойно испытывали новое торпедное оружие и гидроакустические станции.
Но в начале 2000-х годов наши безголовые «реформаторы» Вооруженных сил РФ решили, что Лахденпохья нам больше ни к чему. Базу прихлопнули, а набитые исследовательской аппаратурой суда торопливо сдали на металлолом.
С той поры Андреевского флага на этих седых берегах и не видывали. До самого прихода «Советска» и «Одинцово» минувшим летом. Итоги опытово-боевого дежурства которых на озере столь заинтересованно сегодня подводит командование Балтийским флотом.
Что же касается возможностей практического применения из ладожской акватории наших грозных «Калибров» 36-й бригады малых ракетных кораблей и катеров Балтийского флота, то для такого дела предстоящая передислокация «Каракуртов» и «Буянов-М» почти совершенно ничего не меняет. Вы ведь не забыли: максимальная дальность стрельбы «Калибрами» — от 1,4 тысячи до 2,6 тысяч километров. Что от причалов Балтийска, что от пирсов Лахденпохья — в их прицелах по-прежнему останется почти вся Европа.
Зато если враг хотя бы попытается устранить эту угрозу со стороны Ладожского озера — попробуй до нее доберись. Сначала придется как-то пролететь небо над Питером. Что точно по силам не каждому.
Справка
Ладога, часто в разговорах называемая даже Ладожским морем, — крупнейшее пресноводное озеро в Европе. И второе по величине в России после Байкала. Занимает десятое место среди глубочайших озёр нашей страны.
Площадь без островов — 17,87 тысячи квадратных километров. Длина с юга на север — 219 километров, наибольшая ширина — 125 километров.
Кратчайшее расстояние от западного берега Ладоги до государственной границы с новоявленным членом НАТО Финляндией порядка 40 километров.