ГлавноеАналитикаКакой может быть наземная операция Израиля в секторе Газа

Какой может быть наземная операция Израиля в секторе Газа

Опубликовано

Разбор «Военной хроники»

Если руководство Израиля примет решение о начале наземной операции, ЦАХАЛ придётся выбирать между плохим и очень плохим сценарием.

Будет ли наземная операция?

Новости партнеров

Крупномасштабная наземная операция — это один из возможных сценариев, однако совсем не факт, что будет выбран именно он. Возможно, руководство Израиля выберет менее радикальный вариант с установлением полной блокады анклава и частными операциями по уничтожению выявленных боевиков ХАМАС и освобождению заложников.

Зачем нужна наземная операция?

Она может потребоваться для физического контроля территории палестинского анклава, без которого невозможно уничтожение живой силы и инфраструктуры движения ХАМАС. Выполнение этих задач без присутствия сухопутных сил «на земле» невозможно. Но решиться на крупномасштабную наземную операцию непросто по ряду причин.

Каких?

Во-первых, Израилю предстоит воевать на суперурбанизированной территории площадью 365 кв. км, где в плотной городской застройке проживают более 2 млн человек. Такая среда сводит к минимуму преимущества ЦАХАЛ в разведке, авиации и тяжёлой технике.

Во-вторых, после серии авиаударов ВВС Израиля по Газе значительное количество жителей готовы пополнить ряды ХАМАС. По сути, исламисты сидят на огромном и хорошо мотивированном мобилизационном резерве. По разным оценкам, оружие в Газе могут взять от 250 тыс. до 600 тыс. палестинцев разного возраста.

Во-третьих, силы ЦАХАЛ, несмотря на сосредоточение сил, ещё не сталкивались с активным противодействием хорошо вооружённых группировок. Судя по всему, мобилизация 320 тыс. человек потребовалась Израилю для реагирования на возможные попытки внешнего вмешательства и учитывает потенциальное вовлечение в конфликт «Хезболлы», КСИР, а также добровольцев-мусульман из соседних стран — Иордании, Саудовской Аравии, Египта, Сирии и Ирака.

Новости партнеров

В случае прибытия дополнительных войск и вооружения из этих стран для боевых действий на стороне палестинцев текущего уровня мобилизации Израилю может не хватить.

В-четвёртых, гибель высокопоставленных офицеров сухопутных бригад «Голани» и «Нахаль» вместе с личным составом показала, что Израиль лишь частично готов к крупномасштабным и тем более городским боям. Подготовка резервистов и даже регулярных сил неравномерна, и далеко не все части готовы к активным боевым действиям. Об этом говорят, например, неоднократные случаи «дружественного огня» между частями израильских силовиков, которые были зафиксированы за последние дни. При этом времени на доподготовку и боевое слаживание мобилизованных у армии Израиля нет.

К чему это может привести?

Наземное сражение за Газу не будет ни простым, ни быстрым. Это хорошо понимают все, включая Тель-Авив. Операция потребует от Израиля привлечения значительных ресурсов — человеческих, материальных и политических.

Кроме того, наземная операция, скорее всего, будет крайне кровопролитной. Прогнозировать уровень потерь сейчас сложно, но опыт сражений армии США за Мосул или сирийской армии за Алеппо позволяет предполагать, что речь пойдёт о десятках тысяч убитых и раненых.

Однако следует подчеркнуть, что Израиль исторически более чувствителен к потерям, нежели его противники. Существует вероятность, что затяжная операция в комбинации с высоким потерями может негативно отразиться на общественной и политической поддержке.

Готова ли армия Израиля к боям в городе?

Значительную часть солдат ЦАХАЛ и резервистов не учили воевать в городской среде, либо эта подготовка к настоящему моменту уже недостаточна. К примеру, в обычных условиях солдаты ЦАХАЛ ожидают, что фланги будут прикрыты, есть безопасный тыл и стабильная связь с командованием и соседними подразделениями. Однако в городских боях таких условий не будет. В случае с АОИ подготовленные к действиям на урбанизированной местности подразделения можно найти в спецназе полиции ЯМАМ и других группах антитеррора, однако в основной массе ЦАХАЛ слабо подготовлен к полномасштабной войне в городе.

Новости партнеров

Не менее важен психологический фактор. Любое окно, любой кусок бетона или проход могут быть источником опасности. На примере провала спецназа «Дельта» в Сомали, а также боях армии США за Мосул или Фаллуджу в Ираке доказано, что солдаты быстро устают от постоянного напряжения и могут ломаются психологически.

К боям в таких условиях необходимо готовиться, причём как индивидуально, так и коллективно. У израильской армии такой массовой подготовки нет, и появиться ей было неоткуда, поскольку на протяжении многих лет операции подобного масштаба не планировались.

Каковы особенности боёв в городской среде?

Городской бой трёх-и даже четырёхмерен. Каждый солдат должен ожидать, что атака произойдёт не только спереди, сзади или с флангов, но также сверху или снизу. Кроме того, неизбирательными бомбардировками сектора Газа ЦАХАЛ создал (или по меньшей мере обострил) ещё одну проблему — поднял мотивацию местного населения на вооружённую борьбу. Если в Ираке, Сирии или Афганистане на театре военных действий армиям приходилось иметь дело со, скорее, нейтральным, чем враждебным населением, то в Газе подавляющее большинство населения радикально настроено против Израиля. Это, в свою очередь, означает, что для АОИ не будет безопасных зон, а у ХАМАС везде будут глаза, уши и бойцы.

Как особенности местности скажутся на боях?

В случае начала наземной операции ЦАХАЛ придётся действовать в плотной жилой застройке, существенно ограничивающей манёвр. Но разрушенный город осложняет его ещё больше.

В таких условиях уже не получится ввести на разрушенную улицу механизированную бригаду, поскольку ей будет негде развернуться. Это значит, что основные боевые действия придётся вести штурмовыми группами — иногда при поддержке бронетехники, иногда при поддержке авиации или артиллерии. Но преимущества массы техники, преимущества высокоточного оружия и преимущества наблюдения с воздуха в этом случае будут практически сведены на нет.

ХАМАС, напротив, имеет в Газе развитую сеть коммуникаций на земле и под землёй. Если учитывать, что участники движения действуют на своей территории, а также знание коммуникаций и поддержку населения, ХАМАС сможет относительно легко маневрировать силами и наносить удары там, где их не ждут.

Кроме того, удары ХАМАС по Израилю показали, что в схему атаки могут быть быстро включены малые дроны, террористы-смертники, разнообразное противотанковое оружие и мины/СВУ. Даже физическая зачистка сектора от всего живого не гарантирует его безопасность: группы противника могут, например, выйти в тыл по подземным коммуникациям или раствориться среди мирных жителей и устроить серию терактов.

Немаловажно понимать, что у ХАМАС имеются существенные запасы топлива, оружия, пищи, медикаментов и боеприпасов. От бомбёжек они пострадают меньше всего, а значит, действия Израиля если не бесполезны, то оказывают минимальное воздействие на противника.

Военная хроника





«Орешник», разбор прилёта: какую баллистическую ракету испытала Россия

Концепция уникальной ударной системы была разработана еще в 1980-е В ночь на 21 ноября российские Вооруженные силы нанесли ракетный удар по Украине. Целью атаки стал...

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против...

«Орешником» Путин снова ответил так, как не ждал никто

То, что на удары ATACMS и Storm Shadow Россия не может не отреагировать, было понятно любому, кто хоть немного знаком с принципами конфликтологии государственного...

Читайте также

Это вам за Суджу: ВС РФ вошли в Черниговскую область

Взятие нашими бойцами населенных пунктов Гремяч и Муравьи больно ударило по имиджу Зеленского Украинские войска...

Бандеризм в Сухуме. Ментальность мандаринового майдана

Экскурсоводы в Абхазии вещают про природные красоты республики и до сих пор, указывая на...

Андрей Гурулёв: Гражданская оборона стоит на повестке дня как никогда

А ведь все, что мы говорили, постепенно сбывается. Сбывается, и, вы знаете, это, наверное,...