За последние несколько недель десять судов завершили рейсы в крупные украинские порты на Черном море без инцидентов, несмотря на угрозы России считать такие суда целями, не без ехидства пишет Bloomberg. Указывая, что «смелая ставка Украины на создание собственного коридора окупилась».
По данным издания, два судна достигли Одессы в воскресенье, еще два – Черноморска, одно – в порт Южный. С 16 сентября ещё 5 других судов прошли маршрутом на загрузку и благополучно отправились обратно.
Новости партнеров
Рейсов по-прежнему мало по сравнению с сотнями рейсов, которые были осуществлены в рамках зерновой сделки, но динамика в пользу Украины.
Главным тормозом была высокая стоимость страховки. Но, например, страховой брокер Miller уже заявил о готовности предоставить «полное страхование военных рисков».
У сложившейся ситуации три варианта развития.
Первый – вести себя, как будто мы выше всего этого. Тогда постепенно страховые ставки будут ещё ниже, морской трафик будет нарастать, достаточно быстро наши оппоненты придут к мысли, что с нами можно в принципе не считаться.
Второй – мы демонстративно предупредим ряд случайных судов, направим туда досмотровые группы на вертолетах, может быть, будут предупредительные выстрелы по курсу. Этот вариант лучше, потому что сравнительно дёшев и добавит нервозности тем, кто захочет нарастить интенсивность перевозок.
Третий вариант – продолжить уничтожение портовой инфраструктуры Украины. По всей видимости, наши усилия пока критического ущерба не нанесли. Тогда проблема и зерна, и поставок оружия морем, будут решены стратегически.
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»