В России не знают, есть ли смысл восстанавливать города бывшей Украины после их освобождения — там некому будет жить
Некоторые города в новых регионах России восстанавливать не будут, считает глава Минстроя России Ирек Файзуллин.
«Сейчас в этих условиях где-то какие-то города, может, и восстанавливать не будем. Попасная — мы решили не восстанавливать. Потому что стотысячный город, ничего там не осталось, ничего там не делаем пока, семь человек там живут, не хотят уходить из индивидуального жилья: воды нет, света нет, электроэнергии нет, тепла, естественно, и газа тоже, но люди хотят остаться», — сказал он на заседании Общественного совета при министерстве. Министр также отметил, что «толком не ведется работа в Северодонецкой агломерации».
Новости партнеров
При этом в пресс-службе Минстроя уточнили, что в ряде населенных пунктов, освобождение которых произошло недавно, на сегодняшний момент ведутся первичные обследования. Это начальная стадия восстановительного процесса, который может занять большее время.
В ведомстве пояснили, что все требует внимания, но вместе с этим в первую очередь восстанавливаются «наиболее социально значимые объекты, необходимые для жизнедеятельности».
— О том, что не будут восстанавливать Попасную, говорилось еще в августе 2022 года, — напоминает политконсультант, кандидат философских наук Александр Сегал.
— Очевидно, что восстановление — очень затратный процесс, но надо помнить, что во время Великой Отечественной войны город тоже был сильно разрушен, но его все же восстановили, несмотря на общую послевоенную разруху, значительные более серьезную, чем сейчас. Здесь дело в системных различиях советской и нынешней российской экономики. Если тогда во главу угла ставились натуральные показатели (восстановленные дома, заводы, дороги), то сейчас — стоимостные, денежные.
Исходя из этих критериев, основное внимание требуется уделить в первую очередь Лисичанско-Северодонецкой агломерации: там осталось больше людей и это промышленный узел. А из Попасной людей вывозили на территорию Украины, так что возвращаться пока что в основном некому. Впрочем, Попасная — транспортный узел, и вопрос о его восстановлении рано или поздно встанет, но не сейчас. Справедливости ради надо отметить, что после освобождения в 1943 году Попасную восстановили не сразу, а лишь по окончании войны.
— Кстати, о деньгах. Где их взять? Такие траты никто в страшном сне не мог представить себе и в тучные годы, не то, что в условиях санкций. Какие варианты? Реально привлечь со стороны?
— В нынешней системе источник средств — это либо внешние инвестиции, либо государственные средства, либо частные инвесторы внутри страны. Третий вариант маловероятен, второй ненамного вероятнее, с учетом всех процессов в экономике и «бодания» правительства с Центробанком. Он был бы вероятнее при мобилизационной модели, но она не принята на верхнем уровне. Остаются внешние инвестиции — и тут вопрос в том, кто на них пойдет и на каких условиях. Такие вопросы, надо сказать, после Великой Отечественной не стояли.
Новости партнеров
— Заявления главы Минстроя выглядит несколько странно, учитывая, как то, что происходит в реальности, так и то, что говорит его министерство, — отмечает редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.
— Файзулин утверждает, что восстанавливать Попасную и ряд других городов и поселков смысла нет. В то же время сам Минстрой выпускает пресс-релиз, где дословно сказано: «Работы по восстановлению и развитию организуются повсеместно, в каждом освобожденном населенном пункте». И кому верить?
В Попасной я бывал проездом в прошлом году во время журналистской командировки — город действительно полностью разрушен. Целесообразность его восстановления, учитывая, что он находится в зоне действия украинской артиллерии, да и жителей раз-два и обчелся, под вопросом. Хотя хотелось бы, чтобы населенный пункт, носивший в свое время гордое имя сталинского наркома Кагановича, вновь появился на карте Донбасса: заслуги Лазаря Моисеевича перед регионом, в первую очередь в его промышленном развитии, велики.
А вот в Лисичанске и северодонецкой агломерации, которую поминает далее Файзулин, говоря, что восстановительные работы «толком не ведутся», жизнь как раз есть. И кто же виноват, что они не ведутся?
Складывается ощущение, что сферу строительства плотно обложили люди с психологией эффективных менеджеров из 90-х — лишь бы чего-то урвать и скинуть «неперспективные активы». Отсюда и планы завоза 400 тысяч мигрантов для нужд строительной сферы. Конечно, выгоднее рабсилу из Средней Азии завозить, чем россиянам нормально платить.
— Чем дальше мы будем продвигаться на запад, тем серьёзнее эта проблема будет возникать перед нами, — говорит историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Нужно понимать, что бандеровцы не отдадут нам без боя ни пяди занятой ими земли: все города, которые мы возьмём, будут представлять не подлежащие восстановлению руины. Причём эти руины восстанавливать будет уже и не для кого: когда в таких миллионниках, как Киев, Харьков или Днепропетровск останется на момент нашего прихода по 20−30 тысяч жителей, в большинстве — стариков, которым просто некуда уехать, то смысл в отстраивании этих мегаполисов просто потеряется. Как минимум потому, что рассчитанная на сотни тысяч населения инфраструктура окажется избыточной для столь малого количества оставшихся, заселять эти города будет тоже некем: градообразующие предприятия постигнет участь «Азовстали», работы не будет, а мигранты из солнечных республик явно не обладают уровнем знаний, позволяющем трудиться в серьёзной индустрии.
Поэтому нецелесообразность восстановления Попасной — это ещё цветочки: нецелесообразным окажется восстановление практически всей Слобожанщины, Малороссии и большей части Новороссии, может быть за исключением Одессы как стратегически важного порта, да и то — с оговорками. Потому, что и там людские потери окажутся катастрофическими: уже сейчас мы должны исходить из того, что депопуляция подконтрольных Киеву территорий приобрела необратимый характер, и нам остановить её уже никакими мерами не удастся.