Пентагон считает, что устраивать охоту на западные танки и награждать за сожженную «броню» — нечестно
Министр обороны США Ллойд Остин попросил российских военных не устраивать охоту за танками M1 Abrams, которые Вашингтон передаст Киеву, как это уже было с немецкими Leopard-2.
«Повторение ситуации с немецкими „Леопардами“ недопустима, когда на них объявляли охоту, я видел эти призывы. Играйте по правилам», — заявил он.
Новости партнеров
Напомним, после сообщений о поступлении в украинские войска «Леопардов» некоторые российские предприятия и известные люди объявили награды за уничтожение немецких танков. «Охота» за ними началась сразу после их появления на поле боя на Запорожском направлении, и фотографии уничтоженных машин мгновенно облетели весь мир, повергнув западное общество в уныние.
Едва ли можно сомневаться, что американские танки постигнет та же участь.
Многие военные эксперты считают их не очень приспособленными к условиям ведения боевых действий на Украине, поскольку они могут быть эффективны только в локальных конфликтах, где более сильная сторона использует их в больших количествах против более слабого противника, у которого нет серьезных противотанковых средств. Тем более, что американцы, скорее всего, постараются снять с поставляемых Киеву машин все, что потенциально может представлять интерес для Москвы в случае попадания машин в руки ВС РФ.
В любом случае, каким бы ни был «супер-пупер» танк, это просто танк. И едва ли он способен как-то коренным образом изменить ход боевых действий. Во всяком случае, в том количестве, о котором идет речь. Надо полагать, с обеих сторон это прекрасно понимают.
В рядах российских войск возможное появление на поле боя американского танка явно не вызывает никаких эмоций, кроме желания поскорее демонстративно его уничтожить, а еще лучше — получить целиком для дальнейшего изучения.
Вот это глава Минобороны США и называет «игрой не по правилам».
— Двойная мораль наших геополитических оппонентов — это реальность, от которой никуда не денешься, — считает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
Новости партнеров
— Правила в их понимании — это то, что сформулировано ими, то, что соответствует их представлениям о праве сильного. А если что-то выходит за рамки этих представлений — сразу звучит истеричное «Не сметь!» То есть им самим, то бишь сильному, нападать на слабого — это доблесть. А вот получить отпор от слабого — это если не вселенская катастрофа, то уж точно вселенское злодейство.
Поэтому нам нужно поменьше обращать внимание на истерические заявления Запада. Прошли уже те времена, когда мнение Запада было для нас догмой. Сейчас оно для нас значит не более, чем кваканье жаб в близлежащем болоте.
— Заявление министра обороны США означает одно. Снаряд попал в цель, и вознаграждение за подбитые «Абрамсы» надо давать обязательно, — считает военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— По-вашему, эти танки и впрямь настолько уязвимые?
— Вашингтон поставляет ВСУ Abrams M1A1. Это танки модификации FEP, соответствующие в системе управления огнём стандарту 1988 года. Они использовались во время операции «Буря в пустыне» в Ираке в 1991 году. С них снята броня из обеднённого урана и современная электроника — чтобы эти технологии с подбитых танков не достались российским экспертам. Иными словами, нынешнее прибытие «Абрамсов» означает скорее PR-ход, во-первых, и их использование, и адаптацию в преимущественно небоевых условиях, во-вторых.
Американцы прекрасно видят, насколько неэффективным было применение в украинских степях немецких «Леопардов», поэтому не хотят создавать самым продаваемым танкам в мире такую антирекламу. И стараются максимально оттянуть их вступление в непосредственные боевые действия. И подольше держать их в резерве, как происходит с британскими «Чэлленджерами».
На данном этапе они ВСУ не помогут никак — в будущем теоретически могут создать какие-то проблемы нашим войскам, но пока что это видится больше обычным увеличением танкового парка.
— Сколько этих танков США могут поставить и смогут ли они хотя бы компенсировать потери?
Новости партнеров
— Пополнение танкового арсенала неприятеля американскими Abrams M1A1 можно считать в нынешних условиях скорее количественным. Всего ВСУ была обещана 31 единица «Абрамсов», что позволит им создать танковый батальон. Украинские экипажи начали обучать кататься на «Абрамсах» в мае в Германии, но натовские инструкторы ещё тогда предупреждали, что тренировки займут не менее 10 месяцев. То есть американские танки не должны были попасть на фронт раньше марта 2024 года. И всё же, в итоге сообщают, что пока на Украину прибывают не то 6, не то 8 Abrams M1A1.
— В США боятся, что вид с горящих танков повлияет на желание их покупать? Но они уже горели в той же Сирии и Ираке и других локальных конфликтах…
— В Ираке горели только от дружественного огня. В Сирии такие случаи — когда подбивали «Абрамсы», были единичными. А в украинских степях всё это может приобрести массовый, конвейерный характер. И реально показать проблемы защиты американских танков.
— Какие проблемы эти танки могут принести нам?
— Проблемы они могут принести прежде всего в открытом танковом бою, потому что «Абрамсы» могут стрелять дальше наших танков. Но ведь таковых в ходе проведения СВО практически нет, открытых танковых боёв. Западные танки и другая бронетехника уничтожаются с вертолётов, беспилотниками, ПТУРами. Так же будет и с «Абрамсами». Да, проблемы они доставят, но каких-то уж очень серьёзных и неразрешимых ждать не стоит.
— Достаточно сложно комментировать слова Ллойда Остина с рациональной точки зрения, — считает экс- боец ЛНР Александр Аверин.
— Боевые действия (если это не охота с беспилотников на вооруженных автоматами повстанцев) подразумевает возможность того, что не только ты стреляешь по противнику, но и — какая досада! — противник стреляет по тебе. Наши противотанковые подразделения встретят американские танки подобающим образом.
Поставляемая на Украину модификация «Абрамса» не так нова, но достаточно неплоха. Однако создавалась она для иного театра военных действий. «Абрамсы» тяжеловаты для украинских глиноземов. Также у них будут проблемы с грузоподъемностью мостов. А гореть «Абрамсы» будет не хуже немецких «Леопардов». Не существует такой военной техники, которая не горит.
В настоящий момент американцы готовы поставить несколько десятков «Абрамсов». На складах пылится еще несколько сотен. Однако массовых поставок они опасаются, так как многие танки не готовы к эксплуатации. Также они опасаются потери репутации своей бронетехники, ведь «Абрамсы» будут гореть не хуже, чем БМП «Брэдли», британские «Челленджеры» и те же «Леопарды». Но, повторюсь, потенциально США могут поставить на Украину многие сотни пусть не самых новых, но достаточно неплохих танков.
— К танкам, конечно, будут прилагаться снаряды с обеденным ураном?
— Эффективные против лобовой танковой брони снаряды с обедненным ураном входят в стандартный боекомплект «Абрамса», так что применяться они будут. Другое дело, что бой — это не игра World of Tanks, и танки редко воюют непосредственно друг с другом. Против танков применяются мины, вертолеты, высокоточная артиллерия и установки ПТУР. Здесь «Абрамсы» и найдут свою смерть.
— В чем тогда весь смысл этих поставок?
— Без помощи США, как финансовой, так и военной, Украина давно бы капитулировала. Американцы желали бы непосредственной победы на поле боя, но летний «контрнаступ» убедил политические круги США в невозможности этого. Они будут склоняться к «заморозке» конфликта. Их цель — вновь обмануть России с помощью новых Минских (или на этот раз Стамбульских) соглашений. Очередное ненадежное перемирие на 8 лет. За это время потенциал украинской армии будет постановлен. Поступят тысячи единиц бронетехники, сотни самолетов. Украине могут помочь и с разработкой ядерного оружия.
Так что альтернативы разгрома нынешнего киевского режима у нас нет.