Удары по Крыму и Севастополю нарастают и порождают множество дискуссий. И снова предлагается использовать ТЯО. Дескать, сейчас нам без этого уже не обойтись.
Действительно ли без ТЯО уже никак не победить?
Новости партнеров
Наши коллеги пишут, что удар по Севастополю наносился ракетами с аэродрома Кульбакино Николаевской области, куда их за 1,5 часа до атаки доставили самолётом Ан-26. И этот факт сразу стал известен военному руководству РФ, но из-за долгих согласований время для нанесения превентивного удара было упущено. Становится ясно, где нужно искать резервы для повышения эффективности СВО. Наряду с наращиванием ракетных ударов по инфраструктуре Украины.
Говорить в таком случае о ТЯО как о единственной панацее — дилетантизм и безответственность. Как лечить головную боль с помощью гильотины.
Мы упираемся в очень сложный вопрос, не раз называвшийся военными экспертами в качестве причины многих наших неудач. Вертикальная перегруженность, защищённая уставами, — та самая «бюрократия» — становится не столько средством обеспечения управления, сколько консервацией неповоротливости и отсталости технологий управления.
На войне уставы быстро стареют. Они составляются под принятую военную доктрину, которую в мирное время определяют составом вооружений у воюющих сторон и расчётами нормативов использования этих вооружений. Всё это фиксируется в уставах, для пересмотра которых требуется огромная работа.
Но война всегда опрокидывает расчёты мирного времени. А время на войне — самый главный ресурс. Его не скомпенсировать ни численностью войск, ни снабжением, ни высоким боевым духом. Фактор внезапности, опережения противника в развёртывании, возможность первыми занять ключевые плацдармы — вот то, что ставит противника перед необходимостью отступления ради избежания ещё больших потерь.
Опыт Великой Отечественной войны говорит нам о том, что мы победили в том числе и потому, что наши офицеры научились мыслить и действовать быстрее противника. Мы думали и планировали не в часах, а в минутах и секундах, и потому опережали Вермахт качественно. Этого не было в начале войны, но это возникло в её ходе и стало главным условием Победы.
Известно, что в той войне новую тактику воздушных боёв наши асы стали применять вопреки действующим уставам. То же самое было и в других родах войск. Уставы не поспевали, и часто на это закрывали глаза — ради боевой эффективности. Задним числом утверждали то, что применялось по факту. Удалось найти баланс между здравым смыслом и бюрократическими регламентами.
Новости партнеров
Первейшим условием такой координации стала централизация управления. Были созданы ГКО и Ставка Верховного Главнокомандования. Наркомат обороны не был главным ответственным за войну. Удалось синхронизировать управление фронтом и тылом. При этом в войсках применялось делегирование полномочий: права и ответственность низовых звеньев были расширены в пользу оперативности решений. Результат мы видели в мае 45-го.
В управлении войной на Украине назрела организационная реформа. Это уже аксиома, что с нами воюет не Украина, а НАТО. СВО не может и дальше оставаться делом только МО, Ростеха и Минпромторга.
Нельзя не понимать, что ставки растут. Североатлантическим альянсом поставлена цель уничтожить Крым: и как базу ЧФ, и как базу ВКС и ПВО, и главное — как место шахтного базирования российских Стратегических ядерных сил. И конечно, Крымский мост как важнейшую транспортную артерию. Удары по ним будут лишь усиливаться. Запад стремится повторить Крымскую войну, которую тогда Россия проиграла, а впоследствии запереть нас уже и на Балтике.
Предлагать в этих условиях перейти к ТЯО вместо кардинальных изменений в системе управления — это ошибка. Надо убрать всё, что затягивает принятие решений, и сделать это незамедлительно. Если не исключить проволочки «по уставам» и не начать бить на опережение, срывая стратегию НАТО, никакое ТЯО победе не поможет.
Автор — директор Института международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ