Без сомнения, самым ярким событием прошедшей недели стал, к сожалению, результативный удар врага по штабу Черноморского флота в Севастополе. Точнее, это была вторая часть атаки, её прологом стоит считать удар по Верхнесадовому, где базируются флотские связисты.
С практической точки зрения, удар по Верхнесадовому был даже более важен, данные со спутников подтверждают повреждение одного из зданий военной части. Штаб ЧФ стоит пустым больше года, так что за вычетом медийных эффектов, пользы врагу от атаки было мало.
Новости партнеров
Был ряд менее резонансных в медиа-плане попыток удара.
Хорошая новость в том, что британо-французские Storm Shadow и SCALP вполне поддаются уничтожению. Наглядным свидетельством тому – минимум три ракеты, сбитые и упавшие в городской черте Севастополя (на проспекте Нахимова, в Учкуевке и в Сухарной балке).
Плохая новость в том, что массовые пуски дают врагу результаты, 1-2 ракеты прорываются. Это лечится только усилением ПВО и новым подходом к радарному обнаружению. Потому что хохол наверняка не будет примитивно бросать ракеты, а продолжит тактику комбинированных ударов. Пытаясь нанести удар по стратегическим целям, а также выбить в процессе наши системы ПВО.
В любом случае, ПВО надо больше и быстро. Потому что после передачи врагу авиации, частота и номенклатура ударов по Крыму (и не только) расширится.
Очевидны намерения врага максимально ослаблять военный потенциал Крыма за счёт классических ударов по штабам (в буквальном уже смысле) и складам. Логичное решение, потому что на земле у ВСУ успехов нет. Не позднее, чем через месяц-полтора придется окапываться уже хохлу. Надеясь на следующий шанс пойти вперед весной. Никуда не делась и идея фикс ВСУ в виде Крымского моста – хотя даже если его повредят до невозможности использования, то сухопутный коридор никуда не денется, так что блокады Крыма не получится.
Разумеется, нам надо максимально затруднить жизнь врага в ближайшие полгода. В идеале бить так, чтобы наступать весной ВСУ было некем и нечем.
ПВО остается проблемой и у ВСУ. Интенсивность ракетных ударов выросла и с нашей стороны, но они преследуют больше стратегические цели, а вот по тактике мы «проседаем». В том смысле, что ракетные удары гробят украинскую экономику и инфраструктуру, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Но вот купирование непосредственных угроз слабее.
Новости партнеров
Отлавливать украинские Су-24, способные нести натовские крылатые ракеты, у нас пока получается плохо, хотя работа в данном направлении идет. Все посмотрели видео, где «Ланцет» с повышенной дальностью попадает в стоящий украинский МиГ-29 на удалении в 70-90 километров от ЛБС. Но этот инцидент, при всём диком респекте к исполнителям, выглядит как редкая удача. А нам нужна системность, иначе попаданий ракет по нашей территории будет много.
Сохраняется неопределенность с тактическими баллистическими ракетами ATACMS. Которые, по мнению Зеленского, США уже дали, причем с кассетными боеприпасами. А вот по мнению спикера Белого Дома Карин Жан-Пьер – переговоры всё ещё идут. Проще считать, что такие ракеты у ВСУ уже есть. Крым и тут оказывается приоритетной целью, как по части фетиша на Крымский мост, так и в плане кораблей ЧФ.
Выводы из всей недели простые.
Без успеха на земле, с уже скорыми дождями остановкой наступления, хохол сфокусируется на ракетных ударах.
Без усиления ПРО-антидронов на всех уровнях мы обречены нести ущерб, пока у ВСУ есть способные запускать натовские ракеты самолеты и возможности для наземных пусков. А они будут, если мы не найдем техническое средство быстрого убийства ракет и их носителей. Или препятствия поставкам.
Ракет и «Гераней» у нас много, и есть ощущение, что в этом году удары по инфраструктуре могут дать нужный эффект накопления.
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»