Нетрадиционные методы российской дипломатии
Булыжник — оружие пролетариата, а кирпич — оружие современной российской дипломатии. Такие неожиданные выводы можно сделать по итогам встречи министров иностранных дел государств блока БРИКС в Нью-Йорке в кулуарах сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
И нет, Сергей Лавров не занялся швырянием кирпичей в своих западных коллег в прямом смысле (хотя, думаю, в случае необходимости он может и это). Источник моего вдохновения — абсолютное совпадение звучания двух английских слов: bricks (кирпичи) и BRICS (геополитическое объединение). Вот так и получилось: общение с коллегами по БРИКС вооружило главу российского Министерства иностранных дел увесистым кирпичом.
Новости партнеров
По итогам действа ведомство Сергея Лаврова обнародовало заявление аж из тридцати пунктов. Но вся «соль» содержится только в двух из них. Финальный аккорд документа (пункт номер 30): «Министры были проинформированы о ходе подготовки к предстоящему председательству России в БРИКС в 2024 году. Бразилия, Индия, Китай и ЮАР выразили полную поддержку председательству России в БРИКС…
Министры также ожидают проведения полноформатной встречи министров иностранных дел/международных отношений стран БРИКС в России в 2024 году».
«Министры ожидают проведения встречи министров» — звучит не особо элегантно. Но вопрос здесь не в элегантности стиля, а в пресловутой схватке за симпатии Глобального Юга и в продолжающихся попытках Запада изолировать Россию.
Не знаю, в чем еще полезен БРИКС (уж больно аморфной остается эта структура), но в плане противодействия попыткам Запада соорудить вокруг России политический санитарный кордон этот блок оказался сейчас для Москвы самой настоящей палочкой-выручалочкой.
В следующем году БРИКС станет гораздо более масштабной организацией. В число его членов войдут Аргентина, Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эфиопия. И министры иностранных дел всех этих государств тоже появятся одним скопом в России в следующем году, и не для того, чтобы предложить свое посредничество по Украине, а просто для того, чтобы поговорить о жизни и реалиях современных международных отношений.
Совсем не факт, что от этого «разговора о жизни» России будет конкретная польза. Но имиджевый выигрыш гарантирован — назло Зеленскому и коллективному Западу.
Еще один «наш ответ Чемберлену» (или в современных политических реалиях — Байдену) содержится в пункте 7 заявления: «Министры поддержали всеобъемлющую реформу ООН, включая ее Совет Безопасности… и поддержали законные стремления развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки, включая Бразилию, Индию и ЮАР, играть более значительную роль в международных делах, в частности в Организации Объединенных Наций, включая ее Совет Безопасности».
Новости партнеров
Учимся читать дипломатический жаргон правильно: с точки зрения обычных языковых норм, слово «включая» здесь явно лишнее. Бразилия, Индия и Южная Африка — именно этих своих коллег по БРИКС Москва готова «по блату» протолкнуть в самый элитный политический клуб на земле — в число постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Тема реформы ооновского совбеза сейчас крайне модна. Использовать ее против России активно пытаются и Зеленский, предложивший лишить Москву права накладывать вето на решения совбеза, и Байден, выступивший с инициативой расширения числа постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Идея официального Киева — это на данный момент заведомый непроходняк. Ее не поддержала даже горячо ненавидящая Россию глава МИД ФРГ Бербок. А вот замысел Байдена требовалось нейтрализовать. Выступить совсем против реформы совбеза — настроить против себя Глобальный Юг, который уже давно настаивает на повышении собственного статуса.
Поэтому Москва выкатила свой собственный вариант реформы. Мол, недружественные в наших глазах страны вроде Германии и Японии мы в совбезе видеть не желаем. А вот друзей из Бразилии, Индии и Южной Африки — это пожалуйста!
Для Запада такой подход, разумеется, будет неприемлемым. И с высокой долей вероятности в Совете Безопасности ООН сохранится нынешний и крайне выгодный для России статус-кво. Но при этом у Глобального Юга не будет повода обижаться на Москву.
И Совбез в целостности, и друзья не в претензии! Красота! Конечно, эта «красота» никак не приближает Москву к решению ее главной нынешней задачи — скорейшему окончанию украинского кризиса на приемлемых для Кремля условиях. Но решение этой задачи зависит уже не от «кирпичей» Лаврова. Здесь требуется что-то сильно поувесистей.