Неформальные, но не особо скрываемые итоги единого дня голосования
«Если мы предположим, что президент все-таки выдвинет свою кандидатуру, то очевидно, что реальную конкуренцию в нашей стране на нынешнем этапе президенту никто составить не может» — эти слова Дмитрия Пескова исчерпывающим образом описывают итоги растянутого на несколько суток единого дня голосования 2023 года.
Хотя формально «единый день» был совсем не про федеральную политику.
Новости партнеров
Губернаторы свыше двадцати регионов, даже такие мощные и влиятельные фигуры, как Сергей Собянин и Андрей Воробьев, — это, в первую очередь, все-таки хозяйственные руководители, а не политические лидеры.
Но когда формальное вступает в противоречие с реальным, пальма первенства всегда должна отдаваться именно последнему.
Единый день голосования – 2023 — это последний поход граждан РФ к избирательным урнам (или, если по-современному, к телефонам и планшетам) перед перевыборами Владимира Путина грядущей весной. В сфере искусства подобные события именуются генеральными репетициями. И вот что следует признать: с точки зрения функционирования вертикали власти генеральная репетиция президентских выборов прошла на ура, на пять с плюсом.
Политическую стабильность в России ни в коем случае не следует воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Бурные события двух дней в третьей декаде июня показали, с какой головокружительной быстротой внешнее спокойствие может смениться мощным политическим смерчем.
Но то, что последовало за этим смерчем, показало и другое: ликвидировать последствия урагана и восстанавливать баланс и управляемость системы Кремль умеет с не менее головокружительной быстротой. А итоги единого дня голосования наглядно демонстрируют, что опасные для власти и политической стабильности в стране тенденции полностью выдавлены из сферы электоральной политики.
В этой сфере нет места ни для «либералов» прозападного и проукраинского толка (еще из свежего Дмитрия Пескова: «Для тех, кто стал врагами, вряд ли найдется место у нас на Родине»), ни для «рассерженных ультрапатриотов», желающих превратить Россию в полностью изолированный от мира вооруженный лагерь по образцу Северной Кореи (хотя с Пхеньяном у Москвы в силу объективных тенденций международных отношений сейчас развивается стремительный политический роман).
Давным-давно, в период, когда будущий президент РФ Дмитрий Медведев считался либералом-западником, тогдашний первый заместитель главы кремлевской администрации Владислав Сурков, формулируя идею «суверенной демократии», заявил в том числе и такое: «Задворки демократий всегда кишат радикалами. О них не стоило бы и вспоминать, если бы их не пытались использовать для ослабления национального иммунитета. Если бы опыт свободной России был не так еще мал, а генетическая память о стране радикально революционной, радикально реакционной и радикально бюрократической не была так тяжела и притягательна.
Новости партнеров
Зыбкость, неукорененность демократических институтов питают кое у кого надежды на возвращение к олигархической либо квазисоветской модели, на присвоение власти отдельными группами денежных и аппаратных интересов».
Сам Владислав Сурков, как известно, не сумел справиться с проблемой «зыбкости институтов». Столкнувшись в конце 2011 года с казавшейся в тот момент такой страшной «стихией Болотной», он публично объявил оппонентов и критиков власти «лучшими людьми страны» и добровольно покинул свое кремлевское кресло ради хозяйственной работы в правительстве.
Но сменщики Суркова оказались более крепкими и настойчивыми политическими менеджерами. Дмитрий Песков об итогах единого дня голосования 2023 года: «Те выборы, которые закончились вчера, и результаты выборов, наверное, наиболее красочно подтвердили консолидацию общества вокруг руководства страны. И тот уровень поддержки, который получили действующие главы регионов, свидетельствует о том, что президент пользуется фактически этой поддержкой… Президент, который пользуется абсолютной поддержкой населения, — это большие возможности и большая ответственность».
Реальная конкуренция партий (например, соперничество Зюганова-внука с Чернышовым и Даванковым) никоим образом не раскачивает страну и не противоречит консолидации вокруг президента и ключевых членов его команды. Все, что нужно в ходе выборов, неизменно достигается и обеспечивается на фоне практически полного отсутствия скандалов.
Единственная относительная «неудача» (именно так — и относительная, и в кавычках) Кремля в ходе этой избирательной кампании — это сохранение за очень непопулярным в столичных коридорах власти несистемным коммунистом Валентином Коноваловым кресла главы Хакасии.
И снова знаковая цитата Пескова: «Условия специальной военной операции обязывают нас всех в плане информации жить и работать в особых условиях. И, конечно же, это откладывает отпечаток на всю информационную поляну, на всех представителей СМИ, лидеров общественного мнения, слово которых способно повлиять на массы… Определенные дополнительные методы регулирования или даже ужесточение правил вполне обоснованы».
К функционированию выборной (или давайте возьмем шире — политической) системы страны в условиях СВО это относится в ничуть не меньшей, а возможно, даже в еще большей степени. Таковы реалии сегодняшнего (и завтрашнего) дня. Таковы реалии сегодняшних (и завтрашних) выборов.