В Москве сочли коммюнике G20 «сбалансированным», в Киеве выразили недовольство
Лидеры “Большой двадцатки» против ожидания достигли консенсуса по совместной декларации, но смягчили формулировки о конфликте на Украине, несмотря на разногласия между Западом и Россией. В Киеве уже успели выразить свое недовольство коммюнике G20.
Вопреки всем мрачным предсказаниям, лидерам «Большой двадцатки» удалось составить консенсусное заявление по итогам первого дня саммита, несмотря на то, что были продемонстрированы глубокие разногласия из-за размытой позиции по конфликту на Украине, считают эксперты.
Новости партнеров
Как отмечает канал Al Jazeera, в преддверии субботнего саммита G20 и даже на протяжении большей части дня у всех на уме был вопрос, удастся ли Индии, как председательствуюшей в G20 стране, выработать консенсусный документ, учитывая раскол между Россией и Западом из-за продолжающегося конфликта на Украине и тот факт, что президент Китая Си Цзиньпин пропустил саммит.
Но в результате крупного дипломатического прорыва премьер-министр Индии Нарендра Моди в субботу объявил, что мировые лидеры согласовали совместную декларацию.
“Это самое замечательное достижение в расколотом мире”, — комментирует в интервью «Аль-Джазире» Ашок Канта, бывший секретарь министерства иностранных дел Индии, где он курировал отношения с 65 странами. – Удивительно, что Декларация лидеров “двадцатки» 2023 года смогла быть доработана в первый день самого саммита, опровергнув все сомнения и опасения”.
Как со своей стороны, отмечает Си-эн-эн, собравшиеся в Нью-Дели на ежегодный саммит “Группы 20” лидеры сумели согласовать совместное заявление, в котором изложены общие взгляды на изменение климата и экономическое развитие, но продемонстрировали раскол внутри группы, воздержавшись от прямого осуждения российских действий на Украине. Дипломаты яростно работали над проектом окончательного совместного заявления в преддверии саммита, но столкнулись с трудностями в формулировках для описания конфликта на Украине. Итоговое компромиссное заявление стало настоящим поворотом для принимающей стороны саммита, премьер-министра Индии Нарендры Моди, но все же отражает позицию, гораздо более мягкую, чем та, которую Соединенные Штаты и их западные союзники заняли индивидуально, подчеркивает CNN.
Москва приветствовала декларацию, заявив, что она была “сбалансированной”, зато министерство иностранных дел Украины кисло восприняло итоговое заявление, добавив, что в этом коммюнике “нечем гордиться”. Представитель киевского МИД Олег Николенко раскритиковал это заявление: “Очевидно, что участие украинской стороны позволило бы участникам лучше разобраться в ситуации. Принцип ”ничего об Украине без Украины» остается таким же ключевым, как и прежде».
Что интересно, декларация заслужила высокую оценку Соединенных Штатов. Советник по национальной безопасности США Джейк Салливан назвал принятое в Нью-Дели заявление “важной вехой для председательства Индии и вотумом уверенности в том, что G20 может собраться вместе для решения целого ряда насущных вопросов”. По его словам, с американской точки зрения, коммюнике “очень хорошо помогает отстаивать принцип, согласно которому государства не могут применять силу для приобретения территорий”. Тем не менее, формулировки отличались от прошлогодней декларации G20, в которой говорилось, что “большинство членов решительно осудили” конфликт на Украине, признает CNN.
Президент США Джо Байден во время своего двухдневного пребывания в Индии на саммите надеялся убедить крупнейшие экономики мира сплотиться вокруг Украины. Но, как отмечает Си-эн-эн, в то время как Байден пользовался большим успехом на других саммитах, убеждая коллег-лидеров усилить военную поддержку Украины и ужесточить санкции против России, многие страны, особенно на Глобальном Юге, не были столь убеждены нажимом из Вашингтона – они скептически относятся к миллиардам долларов западной помощи, вливаемой в Украину, и стремятся к более сбалансированным отношениям с Москвой.
Новости партнеров
Нью-Дели ходит по натянутому дипломатическому канату между Западом и его традиционным союзником в области обороны Россией из-за конфликта на Украине и сопротивляется попыткам Запада осудить Россию, отмечает Al Jazeera.
Хари Сешасаи, приглашенный научный сотрудник Исследовательского фонда Observer, базирующегося в Нью-Дели аналитического центра, сказал, что ссылка на украинский конфликт была “гораздо более нейтральной”, чем декларация лидеров G20 на Бали, поскольку в декларации, принятой в Нью-Дели, не упоминалась Россия в контексте конфликта на Украине. Вместо этого в итоговом заявлении содержалась ссылка на формулировки, используемые в органах ООН: “все государства должны воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью приобретения территорий вопреки территориальной целостности, суверенитету или политической независимости любого государства”.
Сешасаи, который является экспертом по Азии и Латинской Америке, добавил, что в заявлении также недвусмысленно указано, что G20 “не является платформой для решения геополитических вопросов и вопросов безопасности” и что это в первую очередь экономическая платформа. “Это ослабляет геополитическое значение, которое Нью-Дели до сих пор придавал группе”, — добавил он.
Но, как отмечает Al Jazeera, есть и другие геополитические победы. Важным событием стало вступление Африканского союза в G20 в качестве полноправного члена. “Индия действительно, действительно хорошо поработала над тем, чтобы этот саммит был намного более инклюзивным по сравнению с предыдущими саммитами”, — отметил Винсент Магвенья, пресс-секретарь президента Южной Африки, выступая перед СМИ на саммите.
Принятие в «двадцатку» Африканского союза “сигнализирует об очень позитивном шаге на пути к реформам того рода, за которые мы всегда выступали в отношении реформы Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, реформы различных глобальных многосторонних финансовых институтов”, — сказал он.
Климат стал еще одной областью, находящейся в центре внимания G20. Хотя на предыдущем саммите на Бали не было новых формулировок о постепенном отказе от угля, в декларации Нью-Дели было объявлено о создании инновационного центра по использованию зеленого водорода, утроении использования возобновляемых источников энергии к 2030 году, создании глобального альянса по биотопливу и изменении формулировок о финансировании с миллиардов на триллионы.
Это был “критический компонент”, превративший Нью-Делийскую декларацию в “исторический момент”, сказал Арунабха Гош, исполнительный директор Совета по энергетике, окружающей среде и водным ресурсам, аналитического центра по климату в Нью-Дели. По его словам, эти события произошли в то время, когда многие части мира сотрясают катастрофы, связанные с климатом.