Вам не кажется странным тот интерес к личности Евгения Пригожина, который возник после его гибели? Понятно, что Евгений Пригожин – личность незаурядная, интересная, со сложной судьбой. Человек, который разрушил множество стереотипов в нашем сознании. Для многих стало открытием то, что какой-то «частник» может иметь собственное мнение, отличное от мнения власть имущих.
Я не о том, что гибель человека – нечто заурядное для войны. Нет, гибель генерала, а Пригожин, безусловно, для своих бойцов – генерал, это действительно преступление или серьезная операция спецслужб. Расследование будет дотошным и исполнители или виновные будут найдены. Не думаю, что искать будет только Следственный комитет и спецслужбы РФ. ЧВК также имеют в своем составе хороших специалистов.
Новости партнеров
Я о том, что вместе с Пригожиным погибли не менее значимые для ЧВК люди. Те, кто мало светился на экранах, в Интернете или прессе. Те, кто принимал решения на поле боя в тех странах, где появлялся «Вагнер». Те, кто отвечал за реальные участки деятельности компании. Те, на кого были завязаны какие-то связи, какие-то контакты и прочее.
Мне не пришлось сталкиваться со структурами ЧВК лично. Но я представляю, как это работает. Да и многие читатели тоже. Тот же Уткин-«Вагнер» для большинства сотрудников ЧВК, не говоря уже о простых обывателях – лицо совершенно незнакомое. Наверное, многие помнят видео, когда Уткин впервые выступал перед своими бойцами после выхода из Артемовска.
Помните вечер, строй бойцов на слабо освещенном поле и командир, который начал свою речь словами: «Здравствуйте, я тот самый Уткин-«Вагнер»… О нем знали все, и не знало большинство. Человек-легенда, человек-мираж, человек-тень… Лицо не медийное. Военный работяга, для которого важно дело, а не то, что о нем говорят.
Ровно это же можно сказать и про тех, кто был рядом с ними во время крушения самолета… Да и про тех, кто сегодня принял командование ЧВК. Безусловно, вариант потери кого-либо из командиров ЧВК рассматривался и продумывался. Поэтому, как мне кажется, вопрос о том, кто и на каком месте будет руководить подразделениями компании, на повестке не стоит.
Сыграть свою игру на костях погибших
Не хотел об этом писать, но если уж начал, то… Думаю, те, кто внимательно следит за Интернетом, заметили, как выросло число каналов, якобы связанных с ЧВК «Вагнер». Буквально каждый день кто-то их «музыкантов» открывает очередной «закрытый канал» якобы «для своих». Количество каких-то писем Пригожина, «последних» выступлений и прочей ерунды просто поражает.
Мне даже жалко становится семью Евгения Викторовича и его боевых друзей. Сколько же мрази всплывает после таких трагических событий. Доходит просто до маразма. Помните танк «Алеша» и его экипаж, который наградил лично Путин? Вчера я слышал «закрытую часть переговоров оператора дрона и танкистов».
Новости партнеров
Наверное, вы уже догадались, что напутствовал танкистов на бой «лично Пригожин»! Ну не хватает у него всенародной заслуженной славы. Вот какая-то сволочь и помогает «дописывать биографию» героя. Но, если внимательно почитать то, что публикуется в Интернете, становится понятной цель всех этих вбросов.
Мертвый Пригожин должен продолжить то, от чего отказался живой Пригожин. Все эти вбросы призваны заставить неадекватных людей поверить в то, что «музыканты» – это якобы защитники другой Родины, другого государства. Их Россия никак не связана с Путиным и тем государством, которое создано.
Они за другую Россию… Правда, за какую – никто не расшифровывает. Просто потому, что для музыкантов, как и для солдат и офицеров МО РФ, участвующих в СВО, нет другой России. В одних окопах сидели, одного врага били… Да и товарищей теряли, раны залечивали, награды получали рядом и вместе…
ЧВК нужно реорганизовать и превратить в…
Особая тема, которую так же пытаются разогнать сегодня – это реорганизация ЧВК. Выше я уже писал о том, что, скорее всего, вариант быстрой замены выбывших командиров наверняка отработан в компании. Но тема все равно всплывает практически ежедневно то в одном, то в другом варианте. Причем не только в России и на Украине, но и на Западе.
Возникает вполне закономерный вопрос – почему? Выскажу собственное мнение. Каждый читатель вправе сам решать – правильное оно или нет. Многие читатели помнят мою позицию по вопросу призыва в ЧВК заключенных. Считал и считаю, что это крайняя мера. Для ВС неприемлемая. А вот в ЧВК, как оказалось, вполне возможная и действенная.
А то, что среди амнистированных найдутся и те, кто вернется в криминал, было понятно с самого начала. В таких делах стопроцентного результата не бывает. Как понятно и то, что после окончания СВО какая-то часть участников, вероятно, пополнит ряды криминала.
Сразу несколько версий развития событий, связанных с музыкантами, сегодня раскручивают довольно активно. Начнем с радикальных.
Новости партнеров
Версия чаще всего господствует среди военнослужащих «старой формации». ЧВК распустить. Сотрудников либо на контракт в армию и другие силовые ведомства, либо, как когда-то говорили, в народное хозяйство.
Почему такая версия довольно популярна, мне кажется, понятно.
Во-первых, и главная, как мне кажется, это попытка мятежа. Как бы ни старались власти и СМИ замолчать факт этой попытки, но она была. И спасибо в том числе и погибшим командирам ЧВК, за быстрое решение вопроса и остановку мятежа.
Во-вторых, военные очень не любят, когда кто-то лезет в их дела. Когда критикуют решения командиров и начальников. Увы, но руководство ЧВК в лице Евгения Пригожина, занималось этим постоянно. Если честно, иногда было неприятно видеть явно надуманные претензии музыкантов. Особенно на фоне точно таких же проблем у армейских подразделений.
Ну и в-третьих. Опыт Великой Отечественной… Как бы то ни было, войну ведет армия. И систему управления в армии на войне никто не отменяет. Нижестоящий выполняет приказы вышестоящего. Это закон. Выполни, а потом доложи по команде о своем несогласии с приказом. Даже партизаны в те времена выполняли приказы штаба партизанского движения…
Ну не обязан командир объяснять подчиненным причины того, почему они должны действовать именно так. Старый бородатый анекдот про люминий и чугуний, над которым смеются уже многие поколения гражданских, спас жизни и обеспечил выполнение боевых задач много раз…
По моему мнению, эта идея имеет один важный недостаток. И военные это прекрасно знают. ЧВК изначально не предназначены для выполнения задач внутри страны. Компания создана для работы в других регионах мира. А то, что музыканты появились в зоне, где проводится СВО, это как раз от просчетов наших армейских командиров и от недостатка личного состава на фронте.
«Частники» заткнули дырки там, где этого не могли сделать по различным причинам армейцы и спецы. Во многом именно героизм музыкантов обеспечил возможность стабилизации ЛБС. Именно они оттянули на себя много частей и соединений ВСУ. А тем, кто считает, что это не так, советую посмотреть на награды музыкантов. На государственные награды! И на результаты их работы.
Следующая версия развития событий – подчинение подразделений ЧВК МО РФ или, в связи изменением места дислокации подразделений, МО РБ. Версия слабая изначально. Что мы получим в этом случае? Теоретически такое решение пополнит ССО России или Белоруссии. А практически?
Личный состав ЧВК, тот костяк, который работал ещё в Африке и Сирии – это люди, ушедшие по каким-то причинам из армии. Те, кто когда-то «не подошел» для службы и вынужден был уйти. За время работы в компании они многому научились. Они стали профи. Но обида осталась. И неприятие многих вещей, которые существуют в армии, тоже.
Те из читателей, кто поддерживает связь с бывшими ополченцами ЛДНР, знают, сколько сомнений было у них в период перевода частей и подразделений корпусов в подчинение МО РФ. Многие реально хотели перейти именно в «Вагнер». Как раз потому, что модель формирования корпусов республик была ближе к системе формирования музыкантов.
ЧВК создавали умные люди, которые понимали, для чего это нужно
Вообще, если отбросить все философские и прочие заумные рассуждения, следует понимать, что те люди, которые создавали эту структуру, были совсем не дураки. Схема продумана до мелочей. Конечно, сегодня можно говорить о том, что во многом «Вагнер» копирует структуру американских ЧВК. А разве плохо использовать опыт противника?
По большому счету частные компании уже давно превратились в инструмент внешней политики для всех ведущих государств мира. Они существуют и играют достаточно важную роль во внешней политике мировых держав. Да, схемы управления этими компаниями в разных странах отличаются. Да, взаимодействие с государством у различных ЧВК неодинаковое. Но все они выполняют те задачи, которые ставит в том числе государство.
Наверное, стоит чуть-чуть приоткрыть эти самые схемы взаимодействия с государством.
Начнем с… ЧВК «Вагнер». Что бы мы ни говорили об этой компании, это чисто коммерческая организация, которая создана для оказания услуг тем, кто их заказывает. Я не зря выше сказал о том, что это американская схема. Американцы первыми создали ЧВК, и именно по такой схеме.
Есть и другие варианты. В частности в Иране. Не стоит удивляться. Иранские ЧВК – это компании, создаваемые из иностранных боевиков, в частности из афганских хазарейцев, которые полностью контролируются и курируются КСИР. Соответственно, основными заказчиками для этих ЧВК являются именно КСИР.
Ещё один вариант, я считаю не очень удачный – это ЧВК КНР. Китайцы достаточно ограничены идеологически, поэтому китайские ЧВК не имеют таких «свобод», как остальные. Фактически, китайские ЧВК – это часть армии КНР, часть НОАК. Взаимодействие с частными коммерческими структурами там минимально.
ЧВК «Вагнер» необходимо сохранить. Сохранить именно с той структурой, которая существует сегодня. Компания юридически не российская. «Офшорка», как и многие другие мировые ЧВК. Компания заключает контракты напрямую, минуя Москву. Что тоже важно. Да и авторитет компании в тех странах, где они действуют, достаточно высок… Про качество выполнения задач и говорить не приходится.
Если копнуть чуть глубже, музыканты прекрасно подходят для выполнения тех задач, которые поставил президент России, например, в отношении африканских стран. Напомню, президент Путин говорит не о захвате африканских стран и установке контроля над ними, а о мире в этих государствах. Мир как основа экономического сотрудничества. Не «разделяй и властвуй», а «объединяй и сотрудничай».
Теперь о неприятном.
О том, что происходило на глазах всего мира довольно долго и происходит сегодня. О противостоянии ЧВК и МО. Не хочу углубляться в эту тему, но мне известно о вояже замминистра обороны генерала Евкурова в Сирию и Ливию, далее в Африку.
Ничего не хочу сказать, просто почему-то маршрут проходит именно там, где концертирует оркестр… Опять чисто философски, зачем авторитетный генерал «борется с терроризмом» (а это официальная цель визитов) там, где этим занимаются музыканты? И почему после встречи с генералом Евкуровым сирийский министр обороны Аббас потребовал убрать музыкантов из Сирии до 20 сентября?
Оркестр должен играть
Очень сложно писать о ЧВК в то время, когда внутри этой фирмы случается трагедия такого масштаба. Компания по реформированию ЧВК «Вагнер» началась давно, сразу после попытки мятежа. Все прекрасно понимали, что после этой попытки многие «плюшки», которые получали музыканты от правительства России, исчезнут. Компания серьезно подпортила отношения с властями РФ.
Руководство ЧВК активно работало по реорганизации компании и адаптации её к новым условиям. Катастрофа, буду называть это так до окончания следствия, осложнила ситуацию. Обрублены многие контакты, которые существовали между командирами музыкантов и чиновниками не только нашей страны, но тех стран, где присутствует ЧВК.
Новый командир «Вагнера» сегодня, опять же, если отбросить «философию», обязан воссоздать компанию. В каком виде это решать командованию оркестра. В какой структуре – тоже. Главная задача – это сохранение кадров и подразделений. Ну и, по возможности, техники и вооружения. ЧВК «Вагнер» – это сегодня мировой бренд, который довольно дорого стоит.
Очень важно, чтобы наше руководство не потеряло интереса к этой компании. Ломать не строить. Ломать – это быстро, строить – это долго. Повторюсь, в современном мире ЧВК довольно действенный инструмент внешней политики. Инструмент, который помогает решать не только политические, но и экономические вопросы. Мы сумели создать хороший «инструмент». Отказываться от него глупо и даже преступно.
Оркестр должен играть!..
Музыка вечна и, если не будет играть наш оркестр, мы скоро услышим чужие оркестры…