Владимир Путин выступил с обращением к участникам делового форума БРИКС, который проходит в Южно-Африканской Республике в рамках XV саммита международного объединения. Лидеры стран-членов присутствуют на мероприятии лично. А президент России – в режиме онлайн.
Его основное выступление по видеосвязи состоится 23 августа. Главной причиной такого необычного формата, вероятно, являются слишком высокие риски личного пребывания лидера РФ в ЮАР. 17 марта Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой по подозрению в «незаконной депортации детей с оккупированных территорий Украины в Россию». В Москве заявили, что Россия не признает юрисдикцию этого суда, и назвали его действия ничтожными и не имеющими никакого значения. Однако же юрисдикцию МУС признают 120 стран мира, ратифицировавших его статут, в том числе и ЮАР. Политолог Сергей Марков прокомментировал «Вашим Новостям» ситуацию, сложившуюся на саммите и вокруг него.
Новости партнеров
– Сергей Александрович, как вы оцениваете формат участия Путина в этом саммите? Вроде бы мы и полноценные участники, а с другой стороны, наш президент просто не может приехать в ЮАР.
– Это ужасно, это очень плохо. Путин действительно не может туда приехать. И главной причиной является то, что есть прямая угроза теракта со стороны спецслужб США и Британии, которые превратились в откровенные террористические организации. Отдельный вопрос – почему это произошло. Они частично вышли из-под политического контроля, частично обнаглели, частично имеют такие агрессивные планы.
Владимир Путин – это первый лидер крупного цивилизованного государства, который вынужден бояться теракта, организованного другими государствами. Первый, но не последний.
США и страны Запада толкают мир в ситуацию, в которой лидеры государств будут бояться выезжать куда-либо, поскольку им угрожает теракт со стороны других государств. Это ужасный мир. И все это прекрасно понимают. И к Владимиру Путину относятся с огромным сочувствием и поддержкой. И большинство стран – участников этого саммита возлагают вину за это на США и Британию.
– Вы выделяете именно террористическую угрозу. Но ведь речь шла и о том, что Путина могут просто арестовать в ЮАР.
– Да ничего подобного. Это полная ерунда. На самом деле есть действительно ордер Международного уголовного суда против Путина, и ЮАР является подписантом этого суда. Но власти ЮАР заверили Россию, что и речи не может быть об аресте. Власти ЮАР очень хотели, чтобы Путин приехал. Есть только колоссальный визжащий оркестр со стороны западных СМИ. И есть заявление вице-президента ЮАР, который на самом деле является противником президента своей страны. Он назначен на этот пост вопреки воле президента ЮАР. Он является проамериканским человеком.
И вот он, чтобы навредить президенту ЮАР и чтобы понравиться американцам, сделал это заявление. На самом деле всё строго наоборот: президент ЮАР дал полные гарантии безопасности Владимиру Путину с точки зрения неприменения к нему ордера Международного уголовного суда. И он очень приглашал Путина приехать.
Новости партнеров
– Касательно БРИКС высказался глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, страны объединения рассматривают создание единой расчетной единицы, альтернативной доллару. Реальная ли это перспектива и есть ли в этом надобность для государств?
– Надобность в этом очень большая. Очевидна необходимость создания альтернативы доллару. Здесь есть несколько возможных направлений.
Первый вариант – создание Банка развития БРИКС и проект возможной общей валюты БРИКС. Сначала расчетной валюты, а потом, может быть, и более реальной.
Второй вариант, за который выступает Китай, состоит в том, что юань может быть альтернативой доллару и постепенно будет его вытеснять.
Кстати говоря, в торговле среди стран БРИКС юань уже во многом вытеснил доллар.
Третий вариант связан с тем, что некоторые предлагают делать акцент не на доллар, а на платежную систему. То есть в качестве главного врага считать не только доллар, но и систему SWIFT. То есть эту систему нужно заменить системой внутри БРИКС.
– Если страны согласны в таком составе создавать новую валюту – значит, всем им сотрудничество с Россией видится перспективным?
– Сотрудничество с Россией видится им перспективным, но дело не в том, что Россия как-то особенно значение здесь имеет. Дело в том, что Россия в любом случае будет вынуждена не через доллар вести эту торговлю. Поэтому Россия здесь скорее вторым номером идет. Ведь другие страны имеют возможность полностью без санкций оперировать долларом. Их мнение и будет более решающим. И они должны решить, на что сделать ставку: на новую валюту БРИКС или на юань. И как создавать эту структуру, альтернативную SWIFT. Базироваться на китайской альтернативной инфраструктуре или создавать новую? Вот те вопросы, которые они будут вынуждены решать.
Новости партнеров
– Мы еще поговорим о результатах саммита, а пока уделим внимание внутренней повестке России, связанной с экономикой. Путин прокомментировал демографическую ситуацию. За первое полугодие 2022-го рождаемость в России сократилась на 6,3%. Очевидно, так экономику не поднимают. В чем вы видите главную причину падения рождаемости в РФ?
– Есть несколько причин. Первая – это переход к развитому индустриальному индивидуалистическому обществу. Во всех странах мира при достижении определенного уровня развития и жизненного стандарта люди начинают больше думать о собственном веселье, чем о детях.
Вторая причина очень индивидуальная и очень конкретная – очень большое количество потребления водки. Дешевая водка. И культура ее обильного потребления. Это вымывает существенную часть мужчин и не дает им возможности участвовать в формировании семьи. Отсюда много матерей-одиночек. Отсюда и очень сложная демографическая ситуация.
Третья причина связана с хронической нестабильностью в России. То свержение Коммунистической партии и разрушение Советского Союза, то Чеченская война, то украинская война. Такого рода нестабильность не порождает уверенности в завтрашнем дне. А это значит снижение желания граждан иметь много детей.
Еще одна причина – сверхдорогая цена жилья. Чтобы семья могла иметь трое детей, у них должна быть нормальная квартира. И она должна быть не в 60 лет. А если они вынуждены ютиться на съемных квартирах, вопрос о трех детях не может стоять, к сожалению.
Пятая причина – государственная пропаганда большого количества детей практически минимальна. Слава богу, есть материнский капитал, который работает на это. Но в целом государственная пропаганда работает на это очень и очень мало. Зато есть негосударственная пропаганда гедонистического образа жизни, и она переигрывает слабенькую государственную пропаганду крепкой семьи.
Еще одна причина связана с тем, что, кроме материнского капитала, других экономических стимулов практически нет. В России нет скидок на авиабилеты или железнодорожные билеты для семей с детьми. Нет скидок на гостиницы, санатории и пансионаты. Нет скидок на детские товары, а цены на них в магазинах зашкаливают. То есть у нас одна из самых слабых в мире пропаганда среди тех стран, у которых есть эта проблема. Понятно, что в Индии это не нужно. Но в других странах есть такие программы.
У нас страна де-факто пошла по другому пути: вместо рождения своих детей – массовый завоз мигрантов. У нас страна – вторая в мире по привлекательности для мигрантов. Огромный объем завозят. А сейчас у нас в этой связи ситуация обострилась. Поскольку есть интенсивный экономический рост в военно-промышленном комплексе. И есть огромный дефицит рабочих рук. Из-за СВО количество мигрантов упало, а запрос на рабочую силу вырос. И мы попали вот в такую вилку – у нас реально очень-очень сильно не хватает рабочих рук.
Есть дискуссия между МВД и Минэкономики по этому поводу. Минэкономики говорит: «Давайте пустим мигрантов». А МВД говорит: «Давайте вообще никого не будем пускать». Вот некая результирующая постепенно формируется.