Уникальную операцию успешно осуществил экипаж самолета Су-30СМ морской авиации Черноморского флота в районе российских газодобывающих установок. Истребитель ночью обнаружил и уничтожил разведывательный катер ВСУ, предотвратив громкую диверсию в Черном море. Как удалось провести такую операцию и почему был выбран именно истребитель для уничтожения вражеского катера?..
В ночь на 22 августа ВСУ попытались осуществить диверсию в акватории Черноморского флота. Вражеский катер, скорее всего, начиненный взрывчаткой, удалось уничтожить нашей боевой авиацией. Применение для таких целей Су-30СМ, пожалуй, стало первым за все время проведения СВО. Авиационное сообщество единодушно согласилось, что уничтожение катера в ночное время суток для Су-30СМ — весьма нетривиальная задача.
Новости партнеров
«Чтобы найти катер ночью, его надо увидеть. Увидеть его с Су-30СМ ночью можно только в радиолокационный прицел, и, если ну очень повезёт, можно разглядеть его визуально, ибо ни телевизионных ни ночных, ни тепловизионных прицелов на Су-30СМ нема. Есть, конечно, теплопеленгатор, но целится с него по кораблям…» — написал канал Fighterbomber.
«Московский комсомолец» обратился к заслуженному военному лётчику РФ, генерал-майору в отставке Владимиру Попову. По словам эксперта, вражеский катер с большой долей вероятности должен был осуществить диверсию, и использование истребителя для предотвращения теракта — мягко говоря, редкость.
— Безусловно, такой вариант оперативно-тактического использования именно боевой авиации встречается нечасто. Где-то месяца два назад мы уже отражали атаку морских дронов морского вертолётами, и довольно успешно.
Здесь многое зависит от оперативной обстановки, в первую очередь, от запаса времени, которое есть у наших командных пунктов, чтобы принять решение и предотвратить атаку. В данном случае экстренного применения фронтовой авиации (истребитель Су-30СМ работал как истребитель-бомбардировщик) требовала обстановка, иначе диверсия могла привести к серьезным разрушениям или пожару на добывающей станции на морской платформе.
— Владимир Александрович, о каком запасе времени может идти речь?
— Вообще, раньше борьбу с подобными вражескими объектами осуществляли корабли береговой охраны, например, ФСБ России, боевые корабли или боевые катера Черноморского флота. В этот раз, скорее всего, просто не было возможности использовать эти средства, и поэтому, чтобы ускорить действия, применили истребитель.
Время является главным критерием подхода к тому или иному нарушителю морского или воздушного пространства. Если бы шли корабли береговой охраны или скоростной катер, допустим, из Новороссийска или из Керчи, то на подход к катеру противника ушли бы часы, может, десяток часов.
Новости партнеров
Скорее всего, рассчитали, что вертолёту, чтобы долететь нужно было 30-40 минут. Это тоже не выход из положения. А вот истребителю Су-30СМ, находящемуся на дежурства, было проще подняться в небо.
Если вертолет развивает скорость до 300 километров в час, то Су-30МС — до 1200 километров в час. При необходимости он может перейти и на сверхзвуковой полёт. В любом случае истребителю было достаточно 10 минут минут, чтобы добраться до цели.
— Говорят, что у истребителя нет ни телевизионных ни ночных прицелов. Как же он обнаружил катер?
— Летом часы раннего рассветного времени достаточно светлые. Поэтому катер могли вычислить и визуально. Обнаружить могли по следу — это буруны от винтов, от движения по морю. Я летал над морем и знаю эти моменты. Если не было облачности, блики воды могли дать возможность определить объект. Тем более, что двигался катер для самолета с небольшой скоростью. Увидев катер, летчики наложили прицельную марку на этот объект и сопровождали его.
— А чем конкретно могли уничтожить катер?
— Самолёт Су-30СМ имеет на борту двух пилотов. Это лётчик, пилотируюший самолёт, и летчик-оператор. Летчик-оператор управляет включением выбора цели, ее поиска и как раз выбирает, каким оружием ее уничтожить — какой боеприпас пустить или какую бросить бомбу, в зависимости от того, что у него есть на борту.
Скорее всего, по катеру пускали управляемую ракету «воздух-поверхность». Ею можно работать по кораблям, по наземным целям, по бронетехнике, укреплённым районам. Она сопоставима с бомбой ОФАБ-250-270 (осколочно-фугасная авиационная бомба. — Ред.). Это управляемая ракета средней и большой дальности. А могли и пушками уничтожить. Но в данном случае, скорее всего, работали все-таки ракетой.
— В авиационном сообществе операцию уже назвали уникальной. Так ли это?
Новости партнеров
— Это действительно достаточно уникальная операция. Ее проведение говорит о том, что у нас есть самые разные возможности уничтожения морских целей. Я их уже перечислил — корабли береговой охраны, военно-морской флот, вертолёты. И вот сейчас истребители. Все зависит от оперативной обстановки и дефицита времени по принятию решения и по его реализации.