Межпланетная станция России не смогла повторить успешный опыт своих советских предшественниц
Нештатная ситуация на борту станции «Луна-25», о которой стало известно в субботу, оказалась фатальной для аппарата. Станция перешла на нерасчетную орбиту и погибла, столкнувшись с поверхностью Луны, сообщили в «Роскосмосе».
«Луна-25» должна была совершить посадку 21 августа в районе Южного полюса спутника Земли. Но в субботу, 19 августа, около 14:57 мск. связь с ней прервалась, а мероприятия по поиску аппарата и восстановлению связи результатов не дали.
Новости партнеров
Вопросами выяснения причин потери станции займется специально формируемая межведомственная комиссия, уведомили в «Роскосмосе».
Накануне в корпорации признали, что при переходе на предпосадочную орбиту на борту российской станции «Луна-25» произошла нештатная ситуация, которая не позволила выполнить маневр с заданными параметрами. Было сказано, что специалисты группы управления пытаются решить проблему, но как случившееся повлияет на исход миссии не уточнялось.
Результат, к сожалению, оказался не тот, на который рассчитывали.
«Луна-25» — это первая почти за полвека экспедиция к спутнику Земли для России (ее предшественница была запущена СССР в 1976 году и вернулась на Землю с образцами лунного грунта). Запуск станции входит в первый этап национальной лунной программы, о возобновлении которой Владимир Путин объявил во время визита на космодром Восточный в апреле 2022 года. С этого космодрома 11 августа и стартовала ракета «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и станцией «Луна-25».
На окололунную орбиту станция вышла 16 августа. А с 21 по 24 должна была повершить посадку на Луне к северу от кратера Богуславский на Южном полюсе, где должна была исследовать грунт на наличие льда.
Сообщалось, что все система АМС работали штатно, а связь с ней была устойчивой. Она успела измерить потоки гамма-лучей и нейтронов, исходящих от поверхности естественного спутника Земли, установить параметры окололунной плазмы и газопылевой экзосферы, передать снимок обратной стороны Луны, на котором запечатлен южный полярный кратер Зееман, а также выявить удар микрометеорита, принадлежащего к метеорному потоку Персеиды.
Но потом что-то пошло не так…
Новости партнеров
Конечно, все сложности мы преодолеем. Но провал миссии в столь ответственный исторический момент все же очень сильно разочаровывает.
Как стало известно, один из научных руководителей космических исследований СССР, 90-летний академик Михаил Маров попал в Центральную клиническую больницу (ЦКБ), узнав о крушении аппарата «Луна-25».
«Я под наблюдением. Как я могу не переживать, это в значительной мере дело жизни. Очень это все тяжело. Но, ничего, я надеюсь, что справимся, что у руководства „Роскосмоса“ будет желание, даже осознанная необходимость этот эксперимент повторить», — сказал Маров.
В Госдуме уже призвали «Роскосмос» провести анализ всех обстоятельств происшествия и учесть их в работе над следующей станцией.
«По поводу „Луны-25“ уместно будет вспомнить мудрый афоризм „Не ошибается тот, кто ничего не делает“. Кстати, у него есть продолжение: „Не бойтесь ошибаться — бойтесь повторять ошибки“. „Роскосмосу“ нужно провести глубокий анализ всех обстоятельств происшествия и учесть их в работе над „Луной-26“», — написал в своем Телеграм-канале депутат Госдумы Антон Горелкин.
Стоит напомнить, что отечественная программа по исследованию Луны рассчитана до 2040 года и включает в себя три этапа: «Вылазка», «Форпост» и «База». Первый, который охватывает период с 2021 по 2025 год, предполагает создание базового модуля окололунной станции, испытание перспективного пилотируемого корабля «Орел» и беспилотные облеты на нем Луны. Помимо этого, в указанный период планируется исследование Луны автоматическими станциями серии «Луна» (25, 26, 27 и 28), а также начало строительства сверхтяжелой ракеты «Енисей» для пилотируемых полетов к Луне на втором этапе.
Как на эти планы повлияет крушение «Луны-25»?
Этот вопрос мы адресовали завотделом исследований Луны и планет Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ, доктору физико-математических наук Владиславу Шевченко:
Новости партнеров
— Что там произошло с технической точки зрения, не могу сказать. Все было очень хорошо. Буквально за пару дней до того, как со станцией пропала связь, я разговаривал со специалистами из Института космических исследований, они сказали, что «все идет штатно». Теперь выясняется — станции нет… Эксперимент, с которым было связано столько надежд, не удался.
С другой стороны, а что вы хотите, если столько лет руководство «Роскосмоса» не уделяло этой проблеме внимания. Да, теперь мы оказались в такой ситуации, когда, действительно, осуществить посадку на лунной поверхности — это проблема. Я в этой области 60 лет. И помню еще специалистов, которые советскими «Луноходами» управляли. Но это поколение ушло. То есть, речь не только о технологических разработках, кадров нет.
— Зачем, по-вашему, России нужна лунная программа?
— Все страны наращивают усилия, чтобы продвигаться еще дальше в лунных исследованиях. Потому что Луна может быть источником многих ресурсов, которые необходимы для развития нашей цивилизации. На Земле полезные ископаемые могут быть со временем выработаны, а на Луне они есть. Мало того, продолжают наращиваться, поскольку отсутствие атмосферы позволяет кометам и астероидам выпадать на лунную поверхность. А кометы и астероиды содержат в себе, прежде всего, редкоземельные металлы и соединения, без которых развитие техники и технологий на Земле невозможно.
Это и привлекает исследователей Луны. В китайской программе, например, так и записано: цель — исследование и освоение Луны и ресурсов.
Программа «Артемида», в которой объединились США и Европейское космическое агентство, тоже поставили своей задачей на ближайшее пятилетие начать освоение Луны в этом плане.
Хочу надеяться, что и мы как-то продвинемся в этом направлении, несмотря на сегодняшнюю неудачу.
— А какой лед мы там хотели найти?
— Это как раз и собирались выяснить. Дело в том, что дистанционные исследования показали, что именно в приполярных кратерах южной области там находятся огромнейшие — миллионы тонн — подповерхностные залежи водяного льда.
Вопрос — откуда? Ведь мы со школьных времен еще знаем, что Луна, это сухой объект, где нет воды. И вдруг она там объявилась. Это, на самом деле, вопрос фундаментальной и прикладной науки. Поскольку если говорить об освоении спутника Земли, то, во-первых, эти залежи воды, могут играть решающую роль при построении лунных баз.
Опять же, Луна может быть неким объектом, с которого в перспективе станет возможным осуществлять, скажем, полеты на Марс. Не с Земли, а именно с Луны.
Но пока мы не знает точно, есть ли эта вода, и какая это вода.
Это, в общем-то, широкое понятие. Это не просто Н20, она может содержать различные примеси. И даже такие, что эту воду, грубо говоря, пить нельзя. Но эти примеси могут указать на природу этой воды, откуда она взялась.
— И какие здесь варианты?
— Сейчас мы полагаем, что ее занесли кометы, упавшие на лунную поверхность. А кометы приходят либо с окраин Солнечной системы, либо — из-за пределов Солнечной системы. Таких случаем немного, но они есть.
Сами понимаете, что такое вещество взять в руки, грубо говоря, это продвинуться очень сильно в понятии природы и нашей Солнечной системы, и Вселенной в целом.
Что ж, в этом плане будем надеяться теперь на индийскую станцию «Чандраян-3», которая должна в принципе повторить программу «Луны-25».
Глава Института космической политики Иван Моисеев, в свою очередь, предположил, что к гибели космической станции могли привести проблемы с двигателем:
— Но пока не будут сделаны официальные заключения о причинах аварии, строить какие-то скоропалительные выводы на догадках не имеет смысла.
Опять же, сложность посадки в том, что с Земли невозможно определить качество поверхности в месте, куда собирается сесть аппарат. Сказывается неизвестность рельефа, и настроить автоматику довольно сложно.
Обидно, конечно. Тем более что когда-то мы обладали и технологиями, и знаниями, и компетенциями по поводу посадки на Луну. Когда-то мы делали их много и очень сложные. И грунт с Луны доставляли — тоже операция очень сложная.
Сейчас к Луне интерес повышен у многих стран. Штаты, например, собираются пилотируемую высадку через пару лет делать. Но вряд ли успеют — значит, через три-четыре года. Китай в 30-х годах готовится высадить человека. Очень многие государства и частные компании ведут исследования с помощью беспилотных аппаратов, вроде нашей станции «Луна 25», только, в основном, орбитальных.
Кстати, мы не первые, чья попытка прилуниться не удалась. Недавно было сделано несколько попыток посадки на поверхность Луны, но кроме китайцев ни у кого не получилось. Пытались Япония, Индия, Израиль — все безуспешно.
Сейчас идет индийский аппарат «Чандраян-3», он также должен сесть в районе южного полюса Луны.
Весь ажиотаж вокруг Луны начался, к слову, с того, что индийцы в 2009 году со своего орбитального спутника обнаружили на ее Южном полюсе воду. На Земле, скажем так, это вещь тривиальная, а вот в космосе становится очень ценной.
В перспективе — лет через 30−40 — есть экономический смысл добычи воды на Луне и переработки ее в ракетное топливо. Ну и, соответственно, те, кто будет впереди на этом направлении, получат свои дивиденды в плане освоение дальнего Космоса.