Чтобы защитить Тавриду от регулярных ударов по ней ракетами Storm Shadow, надежнее всего на земле перебить их самолеты-носители
Очень вероятно, что нанесенный 6 августа 2023 года украинской боевой авиацией второй по счету (первый был 22 июня) успешный удар высокоточными ракетами британского производства Storm Shadow по Чонгарскому мосту до крайности озадачил наше военное командование.
Во-первых, потому, что противнику, несмотря на мощное противодействие российской ПВО, удалось все же нанести значительные повреждения этому объекту, в нескольких местах проломив дорожное покрытие и серьезно нарушив целостность одной из мостовых опор.
Новости партнеров
Как результат — транспорт из Крыма в Херсонскую область и обратно на неопределенное время пришлось пустить в обход, через Перекоп. Увеличив для водителей тем самым время в пути на полтора-два часа. А речь все же идет не только о курортниках, которые, по большому счету, никуда особо и не спешат, но и о логистическом обеспечении нашей специальной операции на Украине. Прежде всего — на достаточно «горячем» сегодня херсонском оперативном направлении.
Поэтому, как установила американская космическая разведка, российским военным пришлось дополнительно и очень поспешно параллельно выведенному из строя мосту создавать через Сиваш еще и понтонную переправу приблизительно 100-метровой протяженности. Что само по себе свидетельствует, что ремонт выведенного из строя Storm Shadow транспортного объекта нам, скорее всего, предстоит долгий и сложный.
А второе — по официальным сведениям, всего в атаке на Чонгарский мост 6 августа участвовало до 12 ракет названного типа. Девять из которых российскими средствами ПВО были сбиты на подлете. Но и оставшихся, угодивших в мост, хватило, чтобы создать для нас серьезные транспортные проблемы в сообщении с Крымом и Херсонской областью.
А это означает, что к проведению операции в минувший понедельник было привлечено, как минимум, столько же украинских фронтовых бомбардировщиков Су-24М (по кодификации НАТО «Fencer» — «Фехтовальщик»). Ну, просто потому, что каждый из этих самолетов способен брать на борт не более одного такого боеприпаса. Поскольку масса ракеты Storm Shadow составляет очень немалые для фронтового бомбардировщика 1,5 тонны. Стоимость, к слову, 2,5 миллиона долларов за штуку.
Таким образом, 6 августа стало фактом, что на сегодня ВСУ располагают, по меньшей мере, 12 фронтовыми бомбардировщиками, не только способными подняться в воздух, но и переоборудованными с помощью союзников Киева в носители самого опасного, видимо, пока для нас в битве за Украину ракетного оружия. Не исключено, что их в распоряжении ВСУ и побольше.
Но для того, чтобы полностью гарантировать Крым и сухопутные подходы к нему от крайне неприятных, но становящихся, увы, почти регулярными поражений Storm Shadow, нам, вероятно, предстоит перебить украинские Су-24М все до единого. Тогда просто некому станет понимать эти ракеты в воздух для последующих пусков по полуострову. Иных возможностей старта в Storm Shadow конструкторами не заложено. А никакого иного оружия с дальностью стрельбы до 300 километров в распоряжении ВСУ пока нет.
Чтобы осознать, какова степень грозящей Крыму опасности с этого направления, достаточно, на мой взгляд, хотя бы вспомнить хронику предыдущих «прилетов» Storm Shadow по Тавриде. Как бы ни старались наши зенитчики в обороне крымского неба, такие украинские удары всякий раз оказывались результативными.
Новости партнеров
Итак:
— как уже сказано, 22 июня две ракеты Storm Shadow впервые поразили мосты Чонгар и Сиваш, соединяющие Крым и Херсонскую область;
— 19 июня Украина шестью такими же ракетами нанесла удар по складу боеприпасов в районе села Кринички под городом Старый Крым (в 230 километрах от линии фронта). Из-за начавшейся детонации пришлось эвакуировать до двух тысяч местных жителей и перекрывать автомобильное движение по проходящей неподалеку трассе Керчь- Симферополь;
— 2 июля утром украинские формирования вновь нанесли несколько ударов ракетами Storm Shadow по Крыму. Под обстрел попал крупный ремонтный центр российской техники у села Кремневка под Симферополем.
Не исключено, что и прошлогодние (9 августа 2022 года) мощнейшие взрывы на военном аэродроме морской авиации Черноморского флота близ Новофедоровки под Саками тоже были следствием удара тем же оружием ВСУ. Во всяком случае, Минобороны РФ до сих пор как в рот воды набрало относительно того, чем именно был тогда нанесен нам крайне серьезный урон. Но, по логике, кроме Storm Shadow на такой дальности проделать такое никто более просто не смог бы.
Тогда, напомню, по разным оценкам прямо на стоянках было сожжено от семи до девяти российских боевых самолетов. Местные власти заявили об одном погибшем и 14 пострадавших. Вокруг аэродрома на время пришлось установить пятикилометровую зону оцепления. А в самой Новофедоровке ввести режим ЧС муниципального характера.
Словом, перед нами крайне разрушительное ударное оружие, справляться с которым нашей системе ПВО и средствам РЭБ еще только предстоит научиться. А пока этого не произошло в полной мере, самое верное — прямо на аэродромах базирования выбивать носители Storm Shadow. Что мы уже и стараемся делать всеми силами.
Во всяком случае, в истории с украинским ударом по Чонгарскому мосту 6 августа ответ Москвы оказался мгновенным. Поскольку до сих пор считалось, что основной базой украинских Су-24М служит аэродром Староконстантинов в Хмельницкой области, уже через несколько часов после повреждения нашего моста именно на него обрушилось возмездие Москвы.
Новости партнеров
Причем явно наспех подготовленная операция Воздушно-Космических сил РФ все равно вышла очень масштабной. К ней были привлечены даже стратегические бомбардировщики типа Ту-95МС, которые тем же утром из воздушного пространства над Каспийским морем выполнили по Староконстантинову пуски крылатых ракет большой дальности Х-101. Следом туда же была направлена вторая волна средств воздушного нападения, включавшая в себя наши ударные беспилотники типа «Герань-2».
Таким образом, российское командование явно пыталось «поймать» на стоянках украинские Су-24М, возвратившиеся после налета на Чонгар. Удалось ли? Неизвестно пока. Но зарубежные источники сообщают, что попадания в район авиабазы были зафиксированы американскими спутниками-шпионами в 2.31 по московскому времени. В 3.22 произошло дополнительное возгорание. Возможно, произошла детонация боеприпасов.
Впрочем, нельзя исключать, что как раз так остро интересующие нас сегодня вражеские Су-24М в понедельник утром и не пострадали. Или пострадали не все. Поскольку Киев отлично сознает ценность для себя именно этих самолетов, которых у него в любом случае остались считанные единицы.
Во всяком случае, в 7-й бригаде тактической авиации ВСУ, в которую все эти машины были сведены задолго до начала нашей СВО, и которая дислоцируется на базе Староконстантинов, по состоянию на февраль 2022 года официально насчитывалось порядка полутора десятков таких самолетов. Еще несколько находились на ремонте на единственном специализирующимся на этом типе самолетов Николаевском авиаремонтном предприятии (НАРП). Что-то, вероятно, было прямо на аэродроме в Староконстантинове в нерабочем состоянии на годы поставлено, как принято говорить, «к забору».
Конкретно на территории НАРП на лето 2020 года среди прочего, находились пять Су-24М на ответственном хранении как избыточное имущество. И две такие же машины, принадлежащих Минобороны Украины и переданных на ремонт еще в 2014 году.
С началом боевых действий с Россией ВСУ приложили максимум усилий чтобы хоть как-то пополнить численный состав летающих фронтовых бомбардировщиков. Сделать это было особенно трудно потому, что на первых порах СВО многие Су-24М становились легкой добычей российских истребителей. В результате они к настоящему времени просто перестали появляться вблизи линии боевого соприкосновения, предпочитая совершать ракетные пуски по российским целям из глубины собственного тыла. В том числе — и ракетами Storm Shadow.
В общем, в результате двух этих разнонаправленных процессов (понесенных боевых потерь и одновременного получения восстановленных фронтовых бомбардировщиков от НАРП), нынче боевой состав 7-й бригады тактической авиации экспертами оценивается максимум в 16 таких самолетов. Еще — до девяти самолетов-разведчиков типа Су-24МР.
Почему же их оказалось так сложно прикончить прямо в Староконстантинове? Ведь наш массированный удар возмездия за Чонгарский мост по этой авиабазе утром 6 августа, если считать только за последние месяцы, оказался уже четвертым. Предыдущие были 29 мая, 23 июня и 26 июля.
Но, как показывают боевые события, Су-24М на Украине все не переводятся. В чем же дело?
Германская газета Bild рассказала, что, поскольку столь дефицитные на Украине носители Storm Shadow Киев бережет как зеницу ока, их экипажам приказано менять места базирования ежесуточно, «тем самым вводя в заблуждение российскую разведку, которая специально охотится за Су-24М». И в ожидании команды на новый вылет стоять рассредоточено по всей Украине во избежание лишних потерь.
Как утверждает Bild, для этого фронтовые бомбардировщики 7-й бригады используют не только аэродромы, но и специально подготовленные для взлетов и посадок таких тяжелых машин участки скоростных автомагистралей. Ровных, как стрела. Наподобие той, что еще во времена СССР именно для этой цели была выложена из бетонных плит на участке шоссе между Харьковом и Днепропетровском. Лет двадцать назад приходилось проезжать по ней на автомобиле в Крым. Свидетельствую: нестись по этой трассе на машине было одно удовольствие.
Украинские военные летчики заранее готовились к использованию такого способа базирования. Во всяком случае, в 2016 году эта бригада тактической авиации на учениях тщательно отрабатывала взлеты и посадки фронтовых бомбардировщиков на автомагистрали Львов-Чоп.
Означает ли это, что эти вражеские самолеты именно там следует искать и сегодня? Это вряд ли. Слишком далеко от линии боевого соприкосновения. А чтобы «доставать» до Крыма, пуски Storm Shadow следует производить едва ли не над окопами ВСУ где-то в районе Херсона.
При боевом радиусе Су-24М в 560 километров с полной бомбовой нагрузкой и расстоянии между Чопом и Херсоном по прямой в 800 километров выполнить это, согласитесь, затруднительно. А вот если дожидаться своего часа где-то в районе Днепра (прежнего Днепропетровска), то все у украинских летчиков-бомбардировщиков может и получиться. Вероятно, где-то там временные места базирования этих самолетов и искать следует. С помощью средств космической разведки — прежде всего.
Скажите: это как иголку в стогу сена? Не так. На самом деле, чтобы приземлить, а потом поднять в воздух с шоссе 22-тонный реактивный фронтовой бомбардировщик, нужна не просто отличная автомобильная дорога первой категории.
По мнению специалистов, ее общая ширина должна быть не менее 40 метров. То есть — по пять полос движения в каждую сторону. Плюс — просторные обочины, чтобы не снести крыльями окрестные деревья. Плюс — идеально ровное бетонное покрытие на участке хотя бы в 2,5 километра «прямой видимой длины» без разделительных конструкций и электропроводов.
Много ли на Украине после тридцатилетия во всех смыслах разрушительной «незалежности» таких дорожных райских «автопрелестей»? Уверен: их там почти не осталось. Что, несомненно, сильно облегчает нам поиски рассредоточено базирующихся бомбардировщиков противника. Чтобы затем, не мешкая, ввести координаты новых целей в «Калибры», «Искандеры» и Х-101. Пока враг снова куда-нибудь не перелетел.