В ночь на 6 августа российская армия нанесла массированный удар по военным объектам в глубине Украины. Сразу несколько волн авиационных и морских ракет и ударных БПЛА пришлись по военным аэродромам Староконстантинов в Хмельницкой области и Дубно в Ровенской области. Военный эксперт, полковник запаса Виктор Литовкин пояснил «Аналитической службе Донбасса», почему именно эти цели стали приоритетными для российского Генштаба.
Аэродром в Староконстантинове известен тем, что на нем базируются фронтовые бомбардировщики Су-24, которые достались Украине после развала СССР. Киеву с помощью Британии и Франции удалось серьезно усилить их огневую мощь — западные союзники передали Украине авиационные крылатые ракеты большой дальности Storm Shadow и SCALP EG и переоборудовали Су-24 в носители этих ракет.
Новости партнеров
Дальность франко-британских ракет — до 500 километров. Это позволяет самолетам Су-24 запускать их, не входя в зону поражения наших комплексов ПВО. Эти ракеты били уже несколько раз по Чонгарскому мосту в Крыму, а также по важным объектам в Луганске и Мариуполе. Логично, что для Генштаба ВС РФ эти ракеты и места базирования Су-24 стали первоочередной целью.
По подсчетам военспецов, всего было три серии ударов: вечером 5 августа — крылатыми ракетами и «Кинжалами», ночью — дронами «Герань» и «Калибрами», а под утро — крылатыми ракетами Х-101. По мнению экспертов, события 6 августа стали примером проведения разных типов атак в одно и то же место через короткие промежутки времени. По мнению экспертов, новый разведывательный спутник РФ «Кондор» прошел над районами авиабаз и оценил ущерб после ракетного удара. Далее было решено вновь ударить по малоповрежденным или неповрежденным целям.
В целом, считают аналитики, ускорение процесса обнаружения и заказа целей показало, что ВС РФ начали устранять недостатки полевой и спутниковой разведки, делать их более точными и эффективными. По аэродрому Староконстантинов и ранее наносились удары. Но операцию пришлось повторить, так как в бывшей УССР аэродром относился к первой категории. Из-за близости к границам с НАТО боевые самолеты там не стояли на открытых площадках, для них строились закрытые железобетонные укрытия, которых на Староконстантинове около 40 единиц.
Уничтожить рассредоточенные по таким укрытиям самолеты — сложная задача. Но похоже, в этот раз ВКС РФ удалось ее решить. По данным военных телеграм-каналов, после повторного удара на аэродроме в Староконстантинове взрывы не смолкали минут 40 — судя по всему, попали в склад с боеприпасами или взрывчаткой, были слышны мощные повторные детонации.
Как сообщил военный аналитик Виктор Литовкин, тем самым российские силы послали ясный сигнал западным кураторам Украины.
«Российские ВКС уже в течение полутора лет наносят удары по аэродромной инфраструктуре Украины. При этом можно предположить, что большинство аэродромов там той или иной степени уничтожены. Ведь за все время спецоперации ни один натовский самолет не приземлился ни на одном из украинских аэродромов — для приема таких машин они непригодны, — указал Литовкин. — Тем не менее, украинцы стараются как-то восстанавливать свою летную инфраструктуру. На этот раз наши ВКС атаковали именно те площадки, с которых взлетают Су-24 и Су-25 украинских ВВС. Также возле Староконстантинова и Дубно складировались западные дальнобойные боеприпасы, которые наши силы стремятся уничтожить».
Аналитик сообщил, почему именно сейчас наши войска сконцентрировали особенные усилия на уничтожении летной инфраструктуры Украины.
Новости партнеров
«В последние недели на Западе активизировались разговоры о том, что ВСУ нужно передать американские истребители F-16. Разные страны заявляют о готовности обучать украинских пилотов управлению этими машинами. И мы таким образом дали понять западным кураторам Киева — сколько бы они ни готовили летчиков, и сколько бы истребителей ни собирались передать, на аэродромах их ждет та же участь, которая постигла советские истребители, — отметил Литовкин. — Взлетать и садиться на F-16 теоретически можно научить любого. А вот научить вести воздушный бой — в одиночку, в паре, в звене или в группе — это очень долгая история, как минимум на год-полтора».
К тому же для американских самолетов нужен не просто аэродром со взлетной полосой, отметил он.
«Для работы с истребителями F-16 нужен хорошо оборудованный аэродром — с радиолокационными станциями, способными видеть, что происходит в окружающем небе. Должна быть технико-эксплуатационная часть со спецами высокого класса, которые готовят машины к полетам, а затем обслуживают их после вылетов. Неподалеку должен быть завод по производству воздуха высокого давления, завод по очистке авиакеросина. Ну и, конечно, должны быть склады с авиакомплектующими и боеприпасами. Чтобы создать все это, нужны миллиарды долларов, месяцы работы и полная безопасность самих аэродромов. Но этой безопасности не будет — при попытке создать эту инфраструктуру ВКС РФ поступят с ней так же, как накануне — с аэродромами в Хмельницкой и Ровенской областях. Недавние удары по аэродромам — прямой сигнал Западу: планируя поставку Киеву F-16, он занимается бесполезной работой», — отметил Виктор Литовкин.
Он также напомнил — возле атакованных аэродромов, скорее всего, складировались дальнобойные ракеты — британские Storm Shadow и французские SCALP EG.
«Безусловно, у нас есть средства ПВО, которые сбивают ракеты такого класса. Но ни одно средство ПВО в мире не сбивает все 100 процентов объектов в его зоне ответственности. Важен и человеческий фактор, поэтому всегда сохраняется возможность того, что «что-то прилетит». Из сотни ракет можно сбить 99, но одна все же долетит и нанесет огромный ущерб. Это нормальная статистика любой войны», — указал Литовкин.
Он также считает, что официально заявленные Западом объемы поставок Украине самолетов не соответствуют фактическим.
«Думаю, что, во-первых, западные военные выгребли все старые советские самолеты со складов восточных союзников и поставили их на Украину — как официально, так и скрыто. Во-вторых, у самой Украины на складах оставались старые истребители, которые сейчас и идут в бой, вооруженные ракетами Storm Shadow. Задача наших ВКС — уничтожить остатки этой воздушной армии как можно быстрее, чтобы добиться полного господства в воздухе. Удары по аэродромам сейчас наносятся системно, и это сказывается на поддержке контрнаступления ВСУ с воздуха», — заключил военный эксперт.