Политолог, историк, публицист, глава Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко в беседе с изданием «Военное дело» прокомментировал возможную помощь Запада по вывозу украинского зерна с территории страны.
По мнению эксперта, теперь, после закрытия Россией морского пути вывоза зерна, у Украины не осталось никаких вариантов.
Новости партнеров
«Пока что они могут попытаться вывозить свое зерно только через космос. Морской путь закрыт, через Белоруссию закрыт, через Россию закрыт, через Польшу закрыт, через Румынию закрыт, через Словакию закрыт, через Венгрию закрыт. И поляки, и словаки, и румыны, и венгры, и болгары настаивают на том, чтобы продлить запрет на ввоз на свою территорию любого украинского зерна. Конечно, возможно, кто-то из этих стран Украине какой-то транзит и разрешит, но это резко увеличит плечо доставки. Представьте, через Польшу в литовские порты, а потом оттуда через Балтику, через Датские проливы, вокруг Европы, потом в Красное море… Это зерно может стать просто золотым, а Украина до сих пор на мировых рынках сильно демпинговала, продавая свое зерно ниже мировых цен. А теперь каждый лишний километр пути — это удорожание. Речь идет не об одном километре, а о тысячах лишних километров, что сделает доставку украинского зерна покупателям просто невыгодной», — объясняет политолог.
Именно из-за дороговизны доставки, как подчеркивает Ищенко, сейчас Запад и не спешит удовлетворять «украинские хотелки» по поводу продажи этого зерна. Политолог отметил, что теоретически США могли бы даже организовать конвой для проводки морских караванов в украинские порты и оттуда.
«Для этого им даже не придется прорывать российскую блокаду и воевать с Россией. Для этого достаточно послать один военный корабль, который даже не вооружен, и караван станет недосягаем для досмотра. С точки зрения Морского права, караван нейтральных судов, который идет под конвоем военных кораблей нейтральной страны, не подлежит досмотру. И они бы могли себе спокойно ходить туда-сюда. Но американцы посчитали, что цены страховок на суда, идущие на Украину, поползли вверх, увеличивается зарплата экипажам, даже использование конвойного военного корабля — это тоже затраты, которые в итоге делают украинское зерно гораздо дороже», — говорит собеседник издания.
Что касается сухопутного вывоза, то, как отмечает эксперт, тут встанет вопрос пропускной способности железных дорог.
«Можно было бы возить в Румынию, но мост через Затоку разрушен и, очевидно, будет разрушаться и дальше, так как по нему везут военные грузы. В лучшем случае возить придется через Молдавию, что еще сложнее. Напомню, что еще в прошлом году, когда все пути были открыты, украинцы уже жаловались, что сухопутным способом им не удается вывезти все зерно. Очевидно, что вопрос с вывозом зерна завис и без продления зерновой сделки Россией висеть он будет долго», — заключил Ищенко.